Галина Кущенко
Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому я работаю над темой: «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр».
Образовательную деятельность осуществляю по комплексной программе Т. Н. Дороновой «Радуга», также реализую следующие технологии и методические пособия:
1. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
Публикация «Обобщение опыта „Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр“» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Н. Ф. Сорокина «Театр в детском саду»
3. О. С Ушакова «Развитие речи дошкольников»
4. Н. Я. Михайленко «Игры в детском саду»
5. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам»
Театрализованные игры делятся на две группы:
- режиссерские и
-игры - драматизации
В играх-драматизациях ребенок-артист, я учу детей самостоятельно создавать образ с помощью различных средств выразительности: мимики, интонации, пантомимы, исполнять сюжет по сценарию. Использую различные виды драматизации:
-игры-имитации животных, людей, персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки сказок;
-постановку спектаклей;
-игры-импровизации без предварительной подготовки.
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров :
-настольный,
-плоскостной,
-пальчиковый,
-теневой.
Ребенок в таких играх выступает как режиссер импровизированного концерта или спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.
Анализируя свой опыт работы по формированию навыков общения у дошкольников, я пришла к выводу, что игра является тем инструментом, который позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки. Любая из игр многофункциональна, но у всех общая цель – развитие коммуникативных навыков. Я считаю, что одним из важных педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей детей является грамотное и заинтересованное участие в этом процессе взрослых: педагогов и родителей.
В младших группах для проявления доброжелательного внимания к детям я использую методику «Поговорим о хорошем», т. е. раз в неделю собираю детей и коротко рассказываю что-то хорошее о каждом ребенке, независимо от его достижений и поведения.
В старших группах я применяю способ выбора занятия, т. е. предлагаю различные варианты и даю возможность самостоятельно выбрать чем заняться.
Для развития коммуникативных способностей детей я использую систему игр, направленных на:
• развитие умения сотрудничать, учу контролировать движения и соблюдать правила игры, воспитываю доверие друг к другу;
• развиваю умение давать доброжелательную оценку другому;
• учу общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, развивать слуховое восприятие;
• развиваю умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;
• учу перефразировать сказанное, сохранив главный смысл;
• развиваю способность аргументировать свою точку зрения;
• развиваю умение излагать свои мысли точно и лаконично.
Эффективным педагогическим методом в рамках игровой театрализованной деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, выступает моделирование проблемных ситуаций. В моей деятельности игра является вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Метод применяю при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
В группе ребенку нужно суметь построить отношения не только со взрослыми, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И этому, конечно же, способствует игра и театрализованная деятельность.
Сделав анализ и выводы по данной проблеме провожу констатирующий эксперимент, с целью выявления у детей уровня сформированности навыков общения. Для реализации цели использовала 3 методики:
1.«Сломанный карандаш» – автор С. А. Улитко;
2.«Волшебные очки» – авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова;
3.«Лесенка» - авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова
Диагностика № 1 «Сломанный карандаш»
Цель: выявление уровня сформированности навыков общения у дошкольников и характера отношений между ними.
Метод: совместная деятельность.
Критерии: - умение проявлять внимание по отношению к сверстнику;
- проявляет сочувствие, но отсутствуют активные способы помощи сверстнику;
- негативное отношение к затруднениям сверстника.
На основе критерий разработала уровни.
Высокий уровень – в процессе работы проявляет заботливое отношение к сверстнику, внимателен к его работе; проявляет сочувствие в случае возникающих затруднений у сверстника в процессе деятельности.
Средний – проявляет заботу, внимание, но иногда увлекшись деятельностью не откликается на просьбу товарища.
Низкий – груб в общении, не чувствителен к радости или неудачам сверстников, акцентирует внимание только на себе.
Диагностика № 2 «Волшебные очки»
Цель: изучение взаимоотношений между детьми, через словесное выражение своего отношения к другому.
В процессе игры обращаю внимание на словесное выражение своего отношения к другому, как дети видят и подчеркивают положительные качества и достоинства других.
Во время эксперимента дети в основном отмечали положительные качества каждого: доброту, уступчивость, послушание. Скромность, не забывали и о красоте.
Вывод: делая сверстнику комплименты, говоря о нем, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались вместе с ним.
Диагностика № 3 «Лесенка».
Анализ результатов проведенного исследования показал, что 30% детей поставили себя на ступеньку «очень хорошие» и 40% «самые хорошие». Дети адекватно оценили себя.
Есть и такие ребята, которые поставили себя на ступеньку, где находятся не очень хорошие дети. У них наблюдается неблагополучие в самооценке и общем отношении к себе. Это связано, в основном, с авторитарным воспитанием в семье.
Результаты данного эксперимента:
Высокий уровень - 30%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 30%
После проведенного констатируещего эксперимента и обобщения полученных результатов я наметила следующие задачи:
1. Продолжать развивать навыки общения у старших дошкольников.
2. Включить в педагогический процесс театрализованные игры, способствующие развитию коммуникативных способностей у дошкольников.
3. Заинтересовать родителей воспитанников данной проблемой, используя разные формы работы.
Работа с родителями:
- изготовила папку-передвижку «Учим детей общению?»
- провела родительское собрание «Детская дружба»
- консультацию на тему: «Взаимоотношения детей в игре»
Для того, чтобы проведенная работа не прерывалась я разработала методические рекомендации по данной проблеме, которые включают:
- разработать перспективный план работы игр, формирующих навыки общения;
- провести повторную диагностику для выявления эффективности проведенной работы;
- расширить предметно – игровую среду в группе.
Перспективный план мероприятий по игровой деятельности направленный на формирование навыков общения у старших дошкольников
За основу плана я взяла 4 блока игр:
• * Игры на развитие умения сотрудничать;
• * Игры на умение активно слушать;
• * Игры на умение перерабатывать информацию;
• * Игры на умение конструировать «текст для другого»(умение говорить самому).
Вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром.