МААМ-картинки

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»

Галина Кущенко
Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому я работаю над темой: «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр».

Образовательную деятельность осуществляю по комплексной программе Т. Н. Дороновой «Радуга», также реализую следующие технологии и методические пособия:

1. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»

Публикация «Обобщение опыта „Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр“» размещена в разделах

2. Н. Ф. Сорокина «Театр в детском саду»

3. О. С Ушакова «Развитие речи дошкольников»

4. Н. Я. Михайленко «Игры в детском саду»

5. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам»

Театрализованные игры делятся на две группы:

- режиссерские и

-игры - драматизации

В играх-драматизациях ребенок-артист, я учу детей самостоятельно создавать образ с помощью различных средств выразительности: мимики, интонации, пантомимы, исполнять сюжет по сценарию. Использую различные виды драматизации:

-игры-имитации животных, людей, персонажей;

-ролевые диалоги на основе текста;

-инсценировки сказок;

-постановку спектаклей;

-игры-импровизации без предварительной подготовки.

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров :

-настольный,

-плоскостной,

-пальчиковый,

-теневой.

Ребенок в таких играх выступает как режиссер импровизированного концерта или спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

Анализируя свой опыт работы по формированию навыков общения у дошкольников, я пришла к выводу, что игра является тем инструментом, который позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивать умения и навыки. Любая из игр многофункциональна, но у всех общая цель – развитие коммуникативных навыков. Я считаю, что одним из важных педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей детей является грамотное и заинтересованное участие в этом процессе взрослых: педагогов и родителей.

В младших группах для проявления доброжелательного внимания к детям я использую методику «Поговорим о хорошем», т. е. раз в неделю собираю детей и коротко рассказываю что-то хорошее о каждом ребенке, независимо от его достижений и поведения.

В старших группах я применяю способ выбора занятия, т. е. предлагаю различные варианты и даю возможность самостоятельно выбрать чем заняться.

Для развития коммуникативных способностей детей я использую систему игр, направленных на:

• развитие умения сотрудничать, учу контролировать движения и соблюдать правила игры, воспитываю доверие друг к другу;

• развиваю умение давать доброжелательную оценку другому;

• учу общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, развивать слуховое восприятие;

• развиваю умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;

• учу перефразировать сказанное, сохранив главный смысл;

• развиваю способность аргументировать свою точку зрения;

• развиваю умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Эффективным педагогическим методом в рамках игровой театрализованной деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, выступает моделирование проблемных ситуаций. В моей деятельности игра является вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Метод применяю при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

В группе ребенку нужно суметь построить отношения не только со взрослыми, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И этому, конечно же, способствует игра и театрализованная деятельность.

Сделав анализ и выводы по данной проблеме провожу констатирующий эксперимент, с целью выявления у детей уровня сформированности навыков общения. Для реализации цели использовала 3 методики:

1.«Сломанный карандаш» – автор С. А. Улитко;

2.«Волшебные очки» – авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова;

3.«Лесенка» - авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова

Диагностика № 1 «Сломанный карандаш»

Цель: выявление уровня сформированности навыков общения у дошкольников и характера отношений между ними.

Метод: совместная деятельность.

Критерии: - умение проявлять внимание по отношению к сверстнику;

- проявляет сочувствие, но отсутствуют активные способы помощи сверстнику;

- негативное отношение к затруднениям сверстника.

На основе критерий разработала уровни.

Высокий уровень – в процессе работы проявляет заботливое отношение к сверстнику, внимателен к его работе; проявляет сочувствие в случае возникающих затруднений у сверстника в процессе деятельности.

Средний – проявляет заботу, внимание, но иногда увлекшись деятельностью не откликается на просьбу товарища.

Низкий – груб в общении, не чувствителен к радости или неудачам сверстников, акцентирует внимание только на себе.

Диагностика № 2 «Волшебные очки»

Цель: изучение взаимоотношений между детьми, через словесное выражение своего отношения к другому.

В процессе игры обращаю внимание на словесное выражение своего отношения к другому, как дети видят и подчеркивают положительные качества и достоинства других.

Во время эксперимента дети в основном отмечали положительные качества каждого: доброту, уступчивость, послушание. Скромность, не забывали и о красоте.

Вывод: делая сверстнику комплименты, говоря о нем, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались вместе с ним.

Диагностика № 3 «Лесенка».

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 30% детей поставили себя на ступеньку «очень хорошие» и 40% «самые хорошие». Дети адекватно оценили себя.

Есть и такие ребята, которые поставили себя на ступеньку, где находятся не очень хорошие дети. У них наблюдается неблагополучие в самооценке и общем отношении к себе. Это связано, в основном, с авторитарным воспитанием в семье.

Результаты данного эксперимента:

Высокий уровень - 30%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 30%

После проведенного констатируещего эксперимента и обобщения полученных результатов я наметила следующие задачи:

1. Продолжать развивать навыки общения у старших дошкольников.

2. Включить в педагогический процесс театрализованные игры, способствующие развитию коммуникативных способностей у дошкольников.

3. Заинтересовать родителей воспитанников данной проблемой, используя разные формы работы.

Работа с родителями:

- изготовила папку-передвижку «Учим детей общению

- провела родительское собрание «Детская дружба»

- консультацию на тему: «Взаимоотношения детей в игре»

Для того, чтобы проведенная работа не прерывалась я разработала методические рекомендации по данной проблеме, которые включают:

- разработать перспективный план работы игр, формирующих навыки общения;

- провести повторную диагностику для выявления эффективности проведенной работы;

- расширить предметно – игровую среду в группе.

Перспективный план мероприятий по игровой деятельности направленный на формирование навыков общения у старших дошкольников

За основу плана я взяла 4 блока игр:

• * Игры на развитие умения сотрудничать;

• * Игры на умение активно слушать;

• * Игры на умение перерабатывать информацию;

• * Игры на умение конструировать «текст для другого»(умение говорить самому).

Вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром.

Публикации по теме:

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах посредством ознакомления с ПДД (подготовительная группа) «Безопасность детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения» Цель: формирование у детей навыков безопасного.

Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Воспитатель: Билялова Наталья Александровна.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством развития навыков гигиены и самообслуживания Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через развитие навыков гигиены и самообслуживания. "Я не боюсь еще.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Практико-значимая работа на тему «Формирование и развитие коммуникативных навыков дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Повышение квалификации).

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы) 1 СЛАЙД. Визитка. 2 СЛАЙД. Из опыта работы по теме: «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через.

Формирование эстетического вкуса у детей с ОВЗ посредством занятий ручным трудом (из опыта работы) Слайд 1. Тема моего опыта: «Формирование эстетического вкуса у детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия ручным трудом.

Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Формирование исполнительского творчества старших дошкольников посредством творческих заданий (из опыта работы) В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений всё чаще используют в своей работе собственные методы, приёмы и технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 12:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кущенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД