Анастасия Мазурок
Родительская помощь в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – это основной фактор умственного и речевого развития дошкольника. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его людьми. Развитие речевой функции происходит с рождения ребёнка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме).
Публикация «Родительская помощь в развитии речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но в последнее время задержкой речевого развития страдает, чуть ли не каждый 4 ребёнок. Задержка речевого развития – это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам бывает порой трудно разобраться.
Специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить :
- различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребёнка на искусственное вскармливание.
- Причиной отставания в речевом развитии также может служить : тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени.
- Часто страдают задержкой речевого развития дети пьющих родителей, неблагополучных во взаимоотношениях, имеющих психические расстройства.
- Дети от повторной беременности, поздние или из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, двуязычных семьях – чаще всего с задержкой речевого развития. Отрицательные социальные факторы непосредственно не оказывают на ребёнка патологического влияния, но всегда преломляясь, воздействуют на его психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
- Наследственный фактор тоже играет существенную роль. Если один из родителей или близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш будет иметь проблемы с речью.
Задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети держать голову, сидеть, ходить. Это симптомы, которые должны насторожить взрослых. У таких проблемных детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это то, что необходимо провести комплексное обследование ребёнка у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога, психолога.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на специалистов, но и сами активно занимались с ребёнком.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью проходит одинаково.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в речевом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Сегодня наша задача рассмотреть возможности родительской помощи в младшем школьном возрасте, т. к. родители – первые учителя своих детей;
Вот некоторые виды упражнений, способствующие речевому развитию детей.
Помощь, которую могут оказать родители своим детям :
1. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, штриховки, обводки, работы с ножницами, пластилином.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно связаны. Однако, рука развивается раньше и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужных слов для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот, ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Всё это подтверждает, что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Следовательно, развивая тонкую моторику рук, мы стимулируем развитие речи.
Здесь поможет пальчиковая гимнастика.
- Игра «Пальчики ходят в гости» - на правой кисти подушечками каждого пальца по очереди дотронуться до подушечки большого пальца, затем – на левой кисти, потом – одновременно на обеих кистях.
- Игра «Пальчики здороваются» - соединить пальцы одной руки с пальцами другой.
- Игра «Пальчики прячутся» - ладонь прямая. Согнуть каждый из пальцев попеременно вначале на правой, потом на левой руке. Один палец согнут, остальные прямые.
2. Огромная роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье, где ребёнок приобщается к культуре речевого общения. Речь родителей должна быть примером для подражания: чёткой, простой, выразительной, доступной и понятной. Чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.
3. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают речь, память и внимание.
4. Постарайтесь изолировать ребёнка от просмотра телевизионных шоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.
5. Особое значение в развитии речи детей отводится рассказу – этим путём доставляется ребёнку радость, развивается его ум, чувства и речь. Ребёнка следует учить соблюдать порядок в изложении мыслей и учить не уклоняться от основной темы.
6. Прекрасную выразительную речь дети могут услышать в произведениях устного народного творчества, сказках Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», - писал К. Паустовский.
7. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность чтения дома – не более 45 минут. Чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
8. Ребёнок учится описывать, рассуждать, рассказывать в процессе познания природы. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребёнок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, чёткость.
9. Необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию: уточка – удочка, бочка – почка, бабочка – папочка.
10. Хорошо развивают речь задания по развитию фонематического слуха: выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце, последовательно). Придумывать слова на заданную букву или собрать слово из звуков
(у-т-к-а)
11. Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов (рога – гора). Нанизывание букв как бусинок: я-яг-яго-ягод-ягодк-ягодка.
12. Хороший результат дают упражнения на восприятие и воспроизведение заданного количества хлопков, заданный ритм (простые ритмы -! !.! ,! !, !! ,! !; сложные -! !, !! ,! !, !).
13. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания) так же влияет на речевое развитие.
Упражнения для развития мышления. Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать (табурет, кресло, стул – мебель)
Упражнения для стимуляции слухового внимания. Игры и упражнения: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играют?», и т. д.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. Длительная сортировка и нанизывание бусинок. Лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца). Чтение алфавита, которое перемежается со счётом, а,1, б, 2, в, 3 и т. д. 14.
Совершенствование пространственно-временных ориентировок (право, лево, вверх, вниз, наискосок). Это ориентировки на собственном теле, правых и левых его частей; ориентировки в окружающем пространстве; тест «Кулак – ребро – ладонь».
15. Развитие тактильных ощущений необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь.
16. Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек (спичек, из элементов букв, складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлов.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный.