Елена Борисовна Колеганова
«Использование песен-упражнений в развитии музыкального слуха и голоса у дошкольников». В помощь музыкальным руководителям
Доклад
«Использование песен-упражнений в развитии музыкального слуха и голоса которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата»
Составила:
Музыкальный руководитель
первой категории
Колеганова Е. Б.
Апрель, 2015 год
Публикация «„Использование песен-упражнений в развитии музыкального слуха и голоса у дошкольников“, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Каждый человек при рождении получает уникальный дар голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому музыкальный руководитель должен стараться доставить детям удовольствие и радость от занятия, от самого процесса пения. Ведь как поётся в детской песенке : "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению.
Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?
Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. разучиванию песен-упражнений для :
-развития звуковысотного слуха,
-формирования чистоты интонации,
- расширения диапазона голоса,
- естественного и легкого звучания голоса,
-чистоты интонирования в пении,
-добиться отчетливого произношения, работая над дикцией.
Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.
Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Упражнения на развитие музыкального слуха способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, т. к. построены на коротких, повторяющихся мелодий.
А значит они хорошо запоминаются, развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времён года и воспитывают творческое отношение к окружающему.
Разучивание распевок можно сопровождать жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. (пример расп. «К нам Даша пришла»)
Усваивая упражнения,дети учатся правильновоспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и интонационные обороты.
Систематическое использование маленьких песенок- распевок помогает,выровнить звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Для детей младшего дошкольного возраста мы не используем распевки, потому что детям этого возраста свойственно только подпевание и репертуар для этого возраста состоит и так из маленьких песенок, поэтому наша задача вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на песенку, побудить их подпевать нам, через эмоции педагога, красочные иллюстрации, игрушки. ( пример: М. Рук. -Вот наш Бобик славный пес, дети: -гав, гав).
У детей среднего дошкольного возраста( 3-4г, голосовой аппарат тоже еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие короткие, поэтому голос не сильный.
Почему? А потому что,связки смыкаются неполно, когда дети поют, колеблются только края, отсюда и недостаточная звонкость и сила звука. Требуется осторожное,бережное отношение к детскому голосу, и песни и распевки должны быть доступны, просты, ясны по смыслу. Используя распевки мы учим детей: петь естественным голосом, протяжно, внятно произносить слова, формируем коллективное пение, умение одновременно начинать и закачивать песню.
Для детей старшего дошкольного возраста, мы используем уже более сложные распевки, на развитие музыкального слуха и голоса, которые способтсвуют, выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких повторяющихся мелодиях.
Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и интонационные обороты. ,
различать звуки по длительности, по высоте, слышать и передавать поступенное движение вверх, вниз, удерживать интонацию на одном звуке, скачки на кварту и квинту, уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок, правильно брать дыхание перед началом пения, и между музыкальными фразами, содействовать развитию у детей музыкальной памяти (узнай по вступлению, по мелодии).
Систематическое использование песен- упражнений поможет педагогам сформировать певческие навыки.