Папки-передвижки

«Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей». В помощь музыкальным руководителям

Екатерина Егорова
«Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей». В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы

Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей

Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка и главная задача, которая стоит перед нами –это развить у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, привить интерес и любовь к ней.

Публикация «„Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей“, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах

Очень редко можно встретить человека, который бы совсем не любил музыки. Музыка так или иначе звучит во всех домах, являясь необходимым атрибутом праздников, отдыха. Но, как правило, тут мы имеем ввиду музыку эстрадную, легкодоступную для понимания. А классическую, «серьезную» музыку большинство из нас слушает все же намного реже. А ведь именно с этой музыкой мы связываем в детях воспитание чувства прекрасного. Какими должны стать музыкальные занятия в детском саду, чтобы приобщить детей к миру богатейшего наследия человечества, чтобы музыка стала необходимой и неотъемлемой частью жизни ребенка?

На этот вопрос мне помогла ответить книга Германа Орлова «Древо музыки». В этой книге автор пишет о том. Какое значение имела музыка для древних народов и народов средневековья. В те далекие времена музыка не являлась объектом искусства, а являлась неотъемлемой частью повседневной, социальной и религиозной жизни. «Музыка была всеобщим достоянием. Соучастие в ней носило характер инстинктивного поведения и резличие между исполнителями и слушателями отсутствовало. Это первоначальное единство с веками стало распадаться и музыка постепенно выделилась в автономный вид искусства».

И вот. возвращаясь к нашей проблеме музыкального развития детей, можно сделать следующий вывод. В своей музыкально-педагогической работе с детьми мы должны опираться на весь исторический опыт, накопленный человечеством за несколько тысячелетий. То есть, чтобы дорасти до понимания сложной «серьезной» музыки нужно дать ребенку возможность пережить опыт соучастия в элементарном совместном музицировании. Это можно сравнить с ребенком, который прежде, чем появится на свет, должен пройти в утробе матери все этапы эволюции живой природы.

Мы все не раз замечали как маленькие дети, даже полугодовалые, услышав ритмичную музыку начинают хлопать в ладоши, улыбаться, пританцовывать, так как это уже есть в генетической памяти ребенка - активно соучаствовать музыке, действовать под ее ритм.

И так же мы можем заметить как дети «слушают» музыку на занятиях. Сначала появляется интерес, но внимание все же у многих детей все же часто угасает. Почему так происходит?

Музыкальный психолог М. Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» доказал, что подлинное восприятие музыки возможно лишь только через моторное ее проживание. Всякие попытки подавления мышечных реакций на музыку ослабляют ее восприятие. Вот почему не надо детям, если они слушают музыку, говорить «Сидите тихо», «Не топайте», «Не хлопайте» и т. д. Пассивное слушание музыки, хотя это и кажется странным, оказывается самым сложным видом музыкальной деятельности. Чтобы ребенок научился постигать прекрасное, научился не только слушать, но и слышать музыку, понимать ее не всегда простой язык, он должен пройти через свой собственный опыт элементарного музицирования.

Однажды я провела такой эксперимент: предложила детям послушать отрывок из 1-й части симфонии №40 В. А. Моцарта. Дети слушали, но быстро заскучали. Несколько позже мы стали разучивать это произведение. У каждого ребенка была своя партия с записью ритма или простейшей мелодии (в зависимости от способностей и подготовленности). Сначала партии разучивались вместе по 2-3 ребенка, затем все объединили вместе.

Получился оркестр из 12 человек, который исполнял музыку под фортепианное сопровождение. Дети разучивали музыку с большим увлечением и интересом. Чуть позже я им опять предложила послушать это произведение. Дети узнали музыку и слушали ее с восторгом и гордостью!

Отсюда можно сделать вывод, что при активном исполнении пусть даже самой простейшей партии музыка воспринимается намного глубже и сильнее, чем если бы это было простое пассивное слушание.

Тот музыкальный материал, который предназначен для слушания детей мы часто используем (насколько это возможно) в практической деятельности.

Например, на праздниках и концертах дети исполняли такие произведения как «Клоуны» Д. Кабалевского, «Шарманка» Д. Шостаковича, «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, «Полька «М. Глинки, «Марш» С. Прокофьева, «Турецкий марш» В. А. Моцарта и т. д. Все эти произведения включены в программу по слушанию в детском саду.

На занятиях по коллективному музицированию дети осваивают простейшие элементы музыкальной грамоты - чтение элементарного ритма, простых мелодий, знакомятся с музыкальными терминами Дети начинают слышать не только общее звучание музыки, но и ее отдельные элементы. Они слушают себя, но одновременно слышат и звучания других инструментов. Дети учатся различать не только мелодию, но и аккомпанемент, подголоски. Они слушают музыку с большим вниманием, так как понимают, что стоит отвлечься и можно опоздать со вступлением своей партии.

Еще один из видов музыкальной деятельности, который я применяю в своей работе - это спонтанная импровизация. Раньше в далекие времена, когда еще не существовало нот, вся музыка была импровизационна. Желание детей играть свою музыку уходит далеко в прошлое. Мы с детьми сочиняем сказки, в которых дети подражают с помощью инструментов звукам природы- животных, птиц, природных явлений, бытовых шумов и т. д

Сейчас в общеобразовательных учреждениях широко начали применяться ИКТ. В своей работе по обучению чтения ритма, я использую презентации. Где на каждом слайде нарисована ритмоформула. Во время презентации звучит музыка, слайды меняются, а дети играют на муз. инструментах ритм. Сначала ритмоформулы изображены в виде картинок (больших и маленьких, а позже уже появляются ритмы из настоящих нот. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в наше непростое время становится наиболее актуальным. Не случайно большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в обучении детей. В силу различных причин в детский сад часто приходят дети с отклонениями в здоровье и развитии. Такие дети могут чувствовать себя неуверенно при разучивании даже самых простых танцевальных движений или песен, что может отрицательно сказаться на психике детей. Игра в оркестре раскрепощает детей, каждому ребенку можно предложить именно ту партию, с которой он обязательно справится, например, это может быть простенькая партия на колокольчике. При совместном музицировании ребенок чувствует себя комфортно, он уверен в своих силах. Очень полезен такой вид музицирования детям с повышенной агрессивностью, гиперактивностью. таким детям я стараюсь давать такие задания как например изобразить громко ливень, молнию и гром (глиссандо на металлофонах), как медведь трещит сучьями или громко топает (трещетки и барабан) Всю свою буйную энергию дети выплескивают в этих звуках. В конце занятия дети играют под мой аккомпанемнт по очереди каждый свою музыку на металлофоне или на ЭМИ. Мой аккомпанемент – это игра любого гармонического оборота на черных клавишах. Дети тоже играют на черных клавишах – получается пентатоника, благодаря которой нет фальши, получается очень благозвучное звучание – детям это очень нравится, потому что нет страха сыграть неправильно.

Дети не испытывают на занятиях дискомфорта. Они раскованы и естественны. Таким образом, совместное элементарное музицирование, решает не только чисто обучающие задачи, связанные с развитием музыкальности детей, но и является музыкотерапией для детей с отклонениями в развитии или поведения.

Есть еще важное приемущество совместного музицирования детей перед традиционными формами индивидуального обучения. У детей, начинающих обучаться игре на каком-либо инструменте, музыкальный репертуар обычно состоит из очень простеньких попевок и пьесок, которые далеко не всегда детям интересны. У детей бывает пропадает интерес к обучению – ведь накопленный багаж музыкальных впечатлений у современных детей как правило намного богаче. При совместном же музицировании дети с первого урока погружаются в мир настоящей музыки. Играя простейшие партии на своем инструменте они при этом слышат произведение целиком – то, что исполняет муз. руководитель и другие члены оркестра. Благодаря этому с первых уроков развиваются музыкальность детей – мелодический, ритмичиский, гармонический слух, оркестровое мышление. Повышается музыкальная эрудиция.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное коллективное музицирование – очень полезная и нужная форма обучения. Если ребенок пойдет дальше обучаться музыке, предыдущий опыт совместного музицирования несомненно благотворно повлияет на его успехи в занятиях на инструменте, а самое главное сделает ребенка насьоящим и грамотным любителем музыки.

Публикации по теме:

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Консультация для музыкальных руководителей «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей»Консультация для музыкальных руководителей «Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей» Администрация г. о. Саранск Департамент по социальной политике Управление образования МДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида».

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место. «Шульверк».

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей»Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей» Значение конструирования в сенсорном развитии детей Конструирование является важнейшим средством сенсорного развития для детей младшего.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей» Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» Рекомендации для музыкальных руководителей «Создание условий для развития музыкальных способностей детей» № п/п Элементы предметно-развивающей.

Значение художественной литературы в развитии речи детей. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей». В помощь музыкальным руководителям
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 14:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Значение совместного музицирования в развитии музыкальных способностей у детей». В помощь музыкальным руководителям» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Егорова (УИ 98915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД