Лучший педагог года

Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ирина Геннадьевна Бобарыкина
Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретико-методологические основы исследования составляют

-современные теоретические научные позиции общей и специальной психологии об объективных законах развития психики, о структуре дефекта, об общих и специфических закономерностях психического развития ребенка с ограниченными возможностями (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский);

Публикация «Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

-основополагающие положения специальной психологии о характере психического недоразвития детей с дизонтогенезами по типу ретардации (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф);

-современные представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Л. В. Кузнецова, И. И. Мамайчук, Ю. П. Поварёнков, Е. А. Савина, В. М. Сорокин, В. В. Ткачёва, Л. М. Шипицина, О. Б. Чарова).

Существенную роль в исследовании также сыграли отечественные научные работы в области психолого-педагогической коррекции внутрисемейных отношений в семьях «особых» детей (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, JI.A. Нисевич, В. В. Ткачёва)

Применялись следующие методики:

-Анкетирование;

-Методика оценки самочувствия, активности настроения – САН (разработана в медицинском институте им. Сеченова)

Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство».

При проведении исследования для реализации целей и задач была набрана группа родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Включались родители в возрасте от 25 до 50 лет. Всего в исследовании приняло участие 20 человек.

В ходе проведения исследования был проведен сбор и анализ данных, полученных при диагностике оценки самочувствия, активности настроения и уровня невротизации.

В процессе исследования испытуемые на первом этапе заполнили анкету, а в дальнейшем, с помощью выбранных инструментов и методов, были продиагностированы самочувствие, активность настроения и уровень невротизации.

В ходе исследования были применены следующие опросники и методики:

1) Анкета (см. Приложение 1)

2) Методика оценки самочувствия, активности, настроения (САН) (см. Приложение 2)

3) Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана (см. приложение 3)

Анкета помогает узнать общую информацию об каждом испытуемом: возраст, пол, материальное положение, количество детей с ОВЗ, потребности в реабилитации и поддержки ребёнка и семьи и т. д.

Методика оценки самочувствия, активности, настроения (САН) была разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог Валерий Доскин.

Эта методика предназначена для быстрой оценки текущего психологического состояния индивида. Обработка результатов и интерпретация происходит по 3 шкалам: самочувствие, активность, настроение.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, крайняя степень выраженности позитивного полюса пары оценивается в 7 баллов, стоит учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.

Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла говорят о благоприятном состоянии исследуемого, а оценки ниже 4 баллов сообщают об обратном. Таким образом, оценки благоприятного состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов.

Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана изучает склонность к неврозу как особенность нервной системы.

Невротизация – это состояние эмоциональной нестабильности, которая можем привести к неврозу или невротической тенденции в поведении личности. При обработке данных следует подсчитать число положительных ответов.

Чем больше полученный результат, тем выше уровень невротизации. Если испытуемый набрал 0-14 баллов, то его уровень невротизации низкий, 15-24 балла- средний, 25-32 балла – отчётливо выраженный, 33-40 баллов – высокий.

Также были собраны общие анкетные данные. Анкетные данные респондентов группы, состоящей из 20 человек, были представлены в таблице.

Из данных, полученных в таблице 1, видно, что из 100% (20 участников исследования – далее уч. иссл.) исследуемой группы, 30%(6 уч. иссл.) мужского пола и 70%(14 уч. иссл.) женского пола.

50% (10 уч. иссл.) состоят в браке, 10%(2 уч. иссл.) не вступали в брак, и 40% (8 уч. иссл.) – разведены.

100%(20 уч. иссл.) имеют одного ребёнка с ограниченными возможностями.

70%(14 уч. иссл.) оценивают своё материальное положение как среднее, 10%(2 уч. исследования) оценивают свою материальное положение выше среднего, 15%(3 уч. иссл.) оценивают своё положение ниже среднего и 5% (1 уч. иссл.) оценивает своё состояние как достаточно благополучное.

30%(6 уч. иссл) оценивают медицинское обслуживание ребёнка как удовлетворительное, 50%(10 уч. иссл.) считают медицинское обслуживание хорошим, и 20%( 4 уч. иссл.) оценивают медицинское обслуживание ребёнка как отличное.

Так же 85%(17 уч. иссл.) нуждаются в психологической и психотерапевтической работе.

50% (10 уч. иссл.) оценивают отношение других детей к своему ребёнку с ОВЗ как равнодушное, 15%(3 уч. иссл.) сообщают о неприязненном отношении к своим детям, 30%(6 уч. иссл.) сообщают о толерантном отношении и 5% (1 уч. иссл.) отметили снисходительное отношение.

Общая оценка семейной ситуации, как «благоприятный психологический климат в семье» или как «неблагоприятный психологический климат в семье» оценивалась по таким критериям, как семейное положение, материальное положение, место проживания, посещаемость ребёнком культурных мероприятий, необходимость в консультациях психолога или семейного психотерапевта, отношение других детей к ребёнку с ОВЗ.

По полученным данным выявлено, что 25% (5 уч. иссл.) имеют неблагоприятный психологический климат в семье, оставшиеся 75% (15 уч. иссл.) сообщают о благоприятном психологическом климате в семье. Данные были представлены в таблице №2 Общая оценка семейной ситуации

Так же из данных анкеты, следует отметить, что родители детей с ОВЗ, больше всего обеспокоены такими поведенческими качествами своих детей, как невнимательность и апатичность.

Большинство родителей затрудняются ответить на вопрос о дальнейшей самостоятельной жизни своих детей в будущем.

Наибольшее беспокойство при мыслях о будущем своего ребёнка с ОВЗ у родителей вызывает невозможность ребёнка в дальнейшем жить без посторонней помощи. Данные представлены на рисунке 3

При ответе на вопрос «Что по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы ребёнок в будущем смог самостоятельно жить, работать, обеспечивать своё существование?» : 30% (6 уч. иссл.) сообщают о необходимости создания

Центра социально-психологической и юридической помощи, 10% (2 уч. иссл.) считают, что ребёнка необходимо «лечить/вылечить», 10%(2 уч. иссл.) сообщают об оформление в спецшколу, а 50%(10 уч. иссл.) говорят об необходимости в материальных средствах.

При исследовании участников с помощью «Методики диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана» невротизация оценивалась как низкая, средняя, отчётливо выраженная и высокая.

Испытуемый, получившие высокий и отчётливо выраженный уровень невротизации эмоционально возбудимы, склонны к негативным переживаниям, тревожны, напряжены, растеряны и безынициативны, имеют трудности в общении и нуждаются в дальнейшей работе со специалистами.

Низкий и средний уровень невротизации сообщает об эмоциональной устойчивости. Полученные результаты,были представленны в таблице 3.

Таким образом, 25%(5 уч. иссл.) имеют низкий уровень невротизации, 20%(4 уч. иссл.) имеют средний уровень невротизации, 25%(5 уч. иссл.) демонстрируют отчётливо выраженный уровень невротизации и 30%(6 уч. иссл.) имеют высокий уровень невротизации. Из полученных нами данных, можно сделать вывод, что 55%(11 уч. иссл.) – это отчётливо выраженный и высокий уровень невротизации.

Невротизация – это состояние эмоциональной нестабильности, которая, в дальнейшем, может привести к неврозу или невротической тенденции в поведении личности [28].

Этим 55% испытуемым следует знать и обратить внимание на своё психологическое состояние, ведь высокий уровень невротизации свидетельствуют о выраженной эмоциональной возбудимости, о негативных переживаниях, тревожности, растерянности, безынициативности, об эгоцентрической личностной направленности и неудовлетворенности желаний, приводящих к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях, трудностях в общении и о социальной робости и зависимости.

Полученные данные с помощью методики «Самочувствие, активность, настроение»(САН, были представлены в таблице 4 из которых

мы видим, что у 55%(11 уч. иссл.) отмечается неблагоприятное самочувствие, у 60%(12 уч. иссл.) неблагоприятное состояние по шкале активность, и у 60%(12 уч. иссл.) отмечается неблагоприятное настроение.

Общее неблагоприятное состояние (совпадение неблагоприятного состояния по всем 3 шкалам) наблюдается у 50% (10 уч. иссл.).

Далее для того, чтобы оценить влияет ли переутомление, высокий уровень невротизации на ухудшение субъективного самочувствия и активности родителей детей с особенностями развития, мы соотнесли данные, полученные с помощью методик «Диагностика уровня невротизации Л. И Вассермана» и «Оценки самочувствия, активности, настроения» (САН).

Нам следовало отметить: совпадает ли высокий и отчётливо выраженный уровень невротизации испытуемых с общим неблагоприятным состоянием по самочувствию, активности и настроению.

Соотношение данных диагностики уровня невротизации и данных оценки самочувствия, активности, настроения представили в таблице 5.

Из полученных нами данных, можно сделать вывод о том, что из 55%(11 уч. иссл. от общей выборки испытуемых) с отчётливо выраженным и высоким уровнем невротизации 10 человек (а это 90,9 % от группы с высоким уровнем невротизации) имеют неблагоприятное состояние по шкалам самочувствие, активность, настроение.

Таким образом, наша гипотеза о том, что переутомление, высокий уровень невротизации способствуют ухудшению субъективного самочувствия и активности родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья подтверждена.

Далее, для того, чтобы оценить оказывают ли социально-психологические проблемы в семьях, воспитывающих детей с особенностями развития на индивидуально личностные характеристики родителей, мы соотнесли результаты по общей оценке психологической ситуации в семье с уровнем невротизации и оценкой самочувствия, активности и настроения родителей. Данные были представлены в Таблице 6.

Из данных, полученных в таблице, выявлено, что из 25%( 5 уч. иссл. от общей выборки испытуемых) с неблагополучным психологическим климатом в семье 4 исследуемых (а это 80% от группы с неблагополучным психологическим климатом) обладают как высоким или отчётливо выраженным уровнем невротизации, так и общим неблагоприятным состоянием по оценке своего самочувствия, активности и настроения. 1 исследуемый (20% из группы с неблагоприятным психологическим климатом в семье, имеет низкий уровень невротизации и общее благоприятное состояние.

Таким образом, наша гипотеза о том, что социально-психологические проблемы в семьях, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, оказывают влияние на индивидуально-личностные характеристики родителей, подтверждена.

Выводы:

В процессе проведенных исследований по оценке самочувствия, активности, настроения, уровня невротизации и социально психологической ситуации в семьях с детьми с ОВЗ были получены следующие данные:

-50% исследуемых родителей детей с ОВЗ состоят в браке.

- 50%(10 уч. иссл.) считают медицинское обслуживание хорошим.

- 30% родителей детей с ОВЗ обеспокоены апатичностью своего ребёнка, другие 30% обеспокоены невнимательностью своего ребёнка

- 40% родителей затрудняются отвечать на вопрос о дальнейшем самостоятельном будущем своего ребёнка с ОВЗ

- 50% родителей детей с ОВЗ оценивают отношение других детей к своему ребёнку как толерантное.

- 70% родителей обеспокоены невозможностью самостоятельной жизни своего ребёнка в будушем.

- 55% родителей детей с ОВЗ имеют высокий уровень невротизации

-60% родителей детей с ОВЗ имеют общее неблагоприятное состояние по оценке самочувствия, активности, настроения

-Социально-психологические проблемы в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ в 80% случаев влияют на индивидуально-личностные характеристики родителей.

- В 90% случаев переутомление, высокий уровень невротизации способствуют ухудшению субъективного самочувствия и активности родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе проводимого исследования выяснилось, что семьи, сталкивающиеся с трудными жизненными ситуациями, справляются со стрессом по-разному: либо преодолевают кризис за счет использования семейных ресурсов, либо происходит нарастание нарушений в жизнедеятельности семьи, что отражается на благополучии семейной жизни.

Трудная жизненная ситуация предъявляет к членам семьи новые требования, а изменения, вызываемые стрессором, могут нести угрозу семейным взаимоотношениям, границам и ценностям.

Повышенный уровень родительской невротизации указывает на нарушение процесса адаптации к изменениям в укладе жизни с «особым» ребенком.

Субъективное представление членов семьи о тяжести стрессора зависит от восприятия семьей значительности негативного события и наличия семейного опыта преодоления кризисных ситуаций.

По литературным данным, а также в ходе наблюдения становиться ясно, что семейные ресурсы, если они имеются в достаточном количестве, способствуют преодолению кризиса, вызванного стрессором.

Как показал анализ литературы, воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в изначально негармоничной семье может усугубить уже имеющиеся семейные дисфункции и привести семью к кризису.

В ходе теоретического изучения социально-психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ и индивидуально-личностных характеристик родителей были сделаны следующие выводы:

1. Личностный кризис родителя затрагивает всю семейную систему, поскольку влияет на отношения между супругами, родителя с ребенком и близкими родственниками.

2. Последствия кризиса отражаются на формировании типа привязанности родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействии между ними.

3. Длительное стрессовое воздействие может привести как к деформации родителя на личностном уровне (повышение тревоги, потеря контроля над собой, появление апатии, утомляемости, так и способствовать появлению дисфункций на уровне семейной системы.

В ходе эмпирического исследования влияния переутомления, высокого уровня невротизации на субъективное самочувствие и активность родителей были подтверждены гипотезы о том, что:

-социально-психологические проблемы в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, оказывают влияние на индивидуально-личностные характеристики родителей;

- переутомление, высокий уровень невротизации способствуют ухудшению субъективного самочувствия и активности родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (ринолалия) 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики.

Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ (ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень.

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка средней группы с ОВЗ Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка средней группы с ОВЗ. Цель: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Коррекционно-развивающее занятие социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» для детей с ОВЗ Александра Викторовна Ястребова Педагог-психолог Пояснительная записка У молодых людей, оказывающихся после поступления в новой социальной.

ОД по социально-коммуникативному развитию с включением ребенка с ОВЗ «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика» Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика». (с включением.

Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Одним из важных направлений в деятельности с дошкольниками с ограниченными.

Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого» ребенка Рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит семью перед тяжелыми и неожиданными проблемами. Первое время члены семьи растеряны, подавлены,.

Семья ребенка с ОВЗ Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ При построении индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 18:03
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Геннадьевна Бобарыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД