Елена Токарчук
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (ринолалия)
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ
По результатам комплексного обследования специалистами ПМПК от 02.06.2016 г. выявлены ограниченные возможности здоровья.
Рекомендованы занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Проведенная в сентябре 2016 г специалистами ДОУ психолого-педагогическая диагностика выявила следующие результаты освоения образовательной программы :
Публикация «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (ринолалия)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальное состояние (образовательные области)
Художественно-эстетическое развитие
Предметно - практическая деятельность.
Дарина не очень любит рисовать. Не может самостоятельно нарисовать сюжетные картинки. На занятиях задание выполняет не точно. Сюжет работы не обогащает. Движения уверенные, но не точные. При закрашивании предмета, не всегда ориентируется на контур. Хорошо владеет карандашом. Карандаш, ножницы держит правильно.
При создании аппликаций работает по показу взрослого, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания, обрывания. Плохо вырезает ножницами. Наклеивает зачастую не правильно.
Лепит из пластилина, умеет прищипывать, отщипывать, подбирать цвета в соответствии с особенностями предмета. Может сгибать бумагу пополам, выполнять пошаговые инструкции по оригами по показу воспитателя.
Дарина любит рассматривать иллюстрации книг, просматривать детские журналы
Однако на групповых занятиях интереса к чтению, к беседам о разных видах изобразительного искусства не проявляет.
Музыкальное воспитание.
Дарина умеет:
- выполнять движения с продвижением вперед после вступления, соответственно характера и динамики музыки;
- внимательно слушать музыку;
- реагировать на начало и окончание музыки;
- различать двухчастную форму музыки и выполнять музыкально - двигательные упражнения соответственно части музыки;
- самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой;
- внимательно слушать музыку песни (слушать вступление, запев, припев);
- проявляет интерес к различным жанрам музыки (классическая и современная, песня, танец, марш).
Развит голосовой аппарат, ребенок умеет :
- выполнять упражнения на укрепление мышц диафрагмы;
- пользоваться речевым дыханием;
- произносить на выдохе звуки песенки – попевки;
- петь выразительно, естественным некричащим звуком, пропевая внятно слова;
- умеет давать оценку качеству своего исполнения.
Развито чувство ритма, ребенок умеет :
- играть по схеме на барабане ритмы из 5-6 звуков;
- определять на слух количество звучаний (до 10);
- выразительно, эмоционально и ритмично под музыку выполняет движения: приставных пружинящих шагов, бокового галопа, ковырялочки.
Умеет использовать детские музыкальные инструменты и играть на них:
- подыгрывать на треугольнике, металлофоне не сложные мелодии;
- знать виды оркестров: народный, духовой, симфонический, эстрадный;
- слушать произведения в исполнении духового оркестра, определять моно- и полизвучания.
Речевое развитие
Речь Дарины мало разборчива. В силу застенчивости и осознания речевого дефекта неактивно вступает в диалог. Активно использует помощь взрослого. Обращенные инструкции понимает. Отмечаются неправильные механизмы речевого дыхания: верхнеключичное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.
Словарный запас: пассивный незначительно преобладает, активный недостаточно развит для возрастной нормы.
Грамматический строй речи. Вызывает трудность согласование прилагательных с существительными; допускает ошибки в согласовании существительных с числительными. Притяжательные прилагательные не образует.
Связная речь. В собственной речи использует фразу из 3-4 слов с выраженным нарушением звуко-слоговой структуры, аграмматизмами (словоизменение, словообразование). Рассказ по серии сюжетных картинок, беден, аграмматичен. Пересказ представлен отдельными словами, преимущественно существительными и глаголами.
Слоговая структура. Нарушено произнесение слов со стечением согласных.
Фонетико-фонематическое восприятие.
Фонематический слух не сформирован, допускает при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками.
Звукопроизношение. Нарушение произношения всех звуков речи (назальный оттенок голоса).
Артикуляционная моторика. Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикулярном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям развивает такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный оттенок речи и снижая его разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции. Активность мягкого неба слабая.
Социально-коммуникативное развитие
Дарина доброжелательный, открытый, спокойный, бесконфликтный ребёнок. У нее сформировано положительное отношение к самому себе, к окружающим людям и к миру.
Дарина умеет подчиняться правилам и социальным нормам, знакома с принятыми нормами и правилами поведения и готова соответствовать им.
Словарь ребёнка ограничен, имеются сложности в понимании речи и её использовании. Однако данное затруднение не мешает ребёнку – девочка не комплексует по этому поводу, стремится донести до другого человека то, что хочет сказать.
У ребёнка сложились доброжелательные взаимоотношения со всеми детьми группы. Но полноценного общения не выстраивает, контакт сводится, преимущественно, к взаимодействию «рядом». Неудачи и радости сверстников не вызывают эмоциональных реакций ребёнка.
Дарина легко находит интересное для себя дело, как правило, занимается им в одиночестве,но взрослого к взаимодействию не приглашает. Игровое пространство организует самостоятельно. Знает место размещения игрушек, книг, материалов для свободной деятельности, материалов для занятий.
К играм детей интерес практически не проявляет, однако, с нежеланием участвует в играх со взрослым (как партнёром). Играет только в готовые игры.
В сюжетно – ролевые игры не включается. Если педагог «заменяет себя» сверстником – Дарина продолжает дело с ребёнком – партнёром.
Во взаимодействии пассивна, не проявляет свою позицию.
В делах группы активного участия старается не принимать. С не особым желанием выступает на публике (чтение стихов). Просьбы взрослого выполняет.
Самообслуживание развито хорошо (одевается, обувается; самостоятельно и правильно складывает одежду). Правильно пользуется столовыми принадлежностями. Проявляет аккуратность. Может по просьбе воспитателя привести в порядок стол после занятия, игры.
Таким образом, у Дарины проявляются трудности следующего характера:
- не проявляет интереса к сверстникам как партнёрам по деятельности;
- неудачи и радости сверстников не вызывают эмоциональных реакций ребёнка;
- Дарина не выстраивает полноценного общения со сверстниками, контакт сводится, преимущественно, к взаимодействию «рядом»;
- игровой опыт ребёнка ограничен.
Познавательное развитие
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать. На занятия идёт с желанием, познавательный интерес выражен. Однако групповая форма организации педагогического процесса малоэффективна, так как Дарина частично понимает содержание, из – за ограниченности словаря, сложностей в понимании речи, потому что не всегда с первого раза слышит задание. Индивидуальная форма работы более продуктивна. Требуется упрощение речевой инструкции, её многократное повторение.
У девочки проявляется недостаточный запас знаний и общих представлений. Дарина не может выделить простейшие причинно-следственные связи.
Выполняет различные конструкции, действуя по показу, рисунку, схеме (словесную инструкцию воспринимает не всегда).
Знает право - лево, времена года, дни недели, части суток, текущий месяц, однако эти знания недостаточно автоматизированы.
Не совсем знает состав чисел в пределах пяти. Соотношение цифры и количества предметов в пределах 5, затруднено.
Знает и называет основные цвета, геометрические фигуры иногда называет не правильно.
В рабочей тетради выполняет задания в основном правильно, но зачастую под руководством взрослого.
Советы взрослого принимает, учитывает в своей деятельности. Ошибки замечает, исправляет самостоятельно.
Вызывают сложности:
- словарь ребёнка ограничен, имеются сложности в понимании речи;
- проявляется недостаточный запас знаний и общих представлений;
- пространственно – временные представления развиты недостаточно: ориентация на листе бумаги;
Развитие познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы
Контакт легко установившийся, полноценный, стабильный на протяжении всего обследования. Интерес выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий. Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены, адекватны, разнообразны : затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка. Поощрения и порицания одинаково способствуют улучшению продуктивной деятельности. Необходима незначительная стимуляция при нерешительных действиях в субъективно сложных заданиях.
Темп продуктивной деятельности на протяжении всего исследования относительно умеренный, равномерный, в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью. Переключаемость характеризуется отсутствием даже легких признаков инертности. Негрубо выраженные нарушения внимания наблюдаются к концу обследования.
Ориентировочная деятельность активная и целенаправленная. Некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения. Вербализация требует некоторой стимуляции, скупая, неточная, недостаточно последовательная, требует уточнения. Целенаправленность деятельности точная, но избирательная, зависит от субъективной сложности задания.
Развитие восприятия:
Знание сенсорных эталонов: знает и называет основные и оттеночные цвета и геометрические фигуры.
Перцептивные обследующие и моделирующие действия: может по образцу собрать постройку из 4 кубиков, по схеме требуется небольшая помощь взрослого.
Развитие мышления:
Наглядно-действенное: собирает пирамидку из 7 колец, ориентируясь на реакцию взрослого; «Почтовый ящик» собирает, используя метод зрительного соотнесения. Матрешку собирает и разбирает самостоятельно.
Наглядно-образное : складывает самостоятельно «Разрезные картинки» из 2-3 частей.
В задании «Классификация» не выполняет простые и усложненные обобщения. .
Память:
Уровень развития зрительной и слуховой памяти соответствует низкому.
Внимание:
По методике «Шифровка» (Д. Векслер) определяется низкий уровень концентрации и переключения произвольного внимания.
Мелкая моторика слабо развита.
Физическое развитие
Физическое развитие соответствует возрасту.
1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель:
Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие языковой системы (пассивный и активный словарь) и произносительной стороны речи.
3. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).
4. Развитие психических процессов.
1.1.3 Принципы к формированию адаптированной образовательной программы
1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.
2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество организации с семьей;
6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).
9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка
10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Виды образовательной деятельности Планируемые результаты
Речевое развитие Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, некоторых простых предлогов.
Понимает и использует в речи обобщающие слова по изучаемым лексическим темам.
Различает и употребляет в речи существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
«Оречевляет» игровую ситуацию.
Составляет предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке.
Правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Сформированы правильные уклады шипящих звуков.
Повторяет предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Социально-коммуникативное развитие Активна, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
- способна адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других;
- способна договариваться, разрешать конфликты;
- умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
Познавательное развитие Осваивает конструирование из бумаги и природного материала.
Занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут).
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.
Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно.
Использует конструктивные умения в ролевых играх.
Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков.
Осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.
Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения : контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Действует по правилу или по инструкции в предметно практических и игровых ситуациях.
Распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда).
Художественно-эстетическое развитие Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Физическое развитие Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)
Область Задача
Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе
Художественно-эстетическое Работать над восприятием художественной литературы.
Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.
Работать над развитием восприятием музыки.
Работать над голосом.
Развивать чувство ритма.
Обучать правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках).
Речевое развитие Развивать импрессивную речь.
Формировать произносительную сторону речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать языковой анализ и синтез.
Развивать лексико-грамматический строй речи.
Развивать умение составлять рассказ по картинке и серии сюжетных картинок( 3 шт) с опорой на наглядность.
Развивать умение отвечать верно полно и кратко на поставленный вопрос.
Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу.
Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивать математические представления.
Социально-коммуникативное Развивать игровую деятельность ребё нка:
- вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры;
- способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры ребёнка;
- развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.
Развивать умения делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности:
- стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со сверстниками;
- создавать условия для включения ребёнка в ситуативно-деловое общение со сверстниками в разных видах деятельности;
- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам;
- развивать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Развивать интерес к сверстникам через:
- развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них (посредством художественных произведений);
- развитие умения учитывать и понимать позицию партнёра, через развитие режиссёрской игры ребёнка.
2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)
2.2.1. Программа логопедической работы
Пояснительная записка
Логопедическое заключение: ОНР 2 ур. р. р, ринолалия, дизартрия.
Цель работы: коррекция и совершенствование речи.
Формы работы Задачи работы Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация)
Индиви-дуальное
коррек-ционное
логопеди-ческое занятие 1. Коррекция произносительной стороны речи.
Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.
Коррекция звукопроизношения.
Устранение назального оттенка голоса.
Работа над просодикой речи.
2. Работа над слоговой структурой слова.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
3. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
3.1. Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
3.2. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
4. Развитие словаря.
4.1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. 4.2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
5. Формирование грамматического строя речи.
5.1. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
5.2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
5.3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
6. Развитие связной речи и навыков речевого общения.
6.1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
6.2. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
6.3. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. 6.4. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
7. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).