Алла Васнева
Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого» ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит семью перед тяжелыми и неожиданными проблемами. Первое время члены семьи растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: почему так случилось именно у меня? Что будет с моим ребенком? Как строить отношения в семье. С этой целью разработаны рекомендации для родителей, которые позволят помочь сохранить здоровую атмосферу семьи, воспитывающей «особого» ребенка.
Публикация «Рекомендации для родителей, воспитывающих „особого“ ребенка» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Семейная атмосфера пессимизма и безнадежности - главный враг вашего ребенка, страшная разрушительная сила для всей семьи. Вы должны принять особую Жизнь. Понимая, что ограниченность ребенка, умноженная на ваше отчаяние, приведет к ущербности всех членов семьи, начните с Вашего собственного настроения. Заставьте себя понять, что от Вас зависит общая атмосфера в доме. «Особый» ребенок не может развиваться, ощущая безнадежность, понимая по мере взросления что он поселил в доме горе. ЕГО позиция от возможного понимания себя как источника проблем для окружающих усилится во много раз. Воспринимайте сами и учите видеть своих близких то, что он пришел в мир, чтобы жить среди людей. Он имеет право на свою особую жизнь, а вы призваны ему помочь. Ваш ребенок может имеет заниженную или совсем низкую способность к обучению и запоминанию. Но будьте уверены, отношение семейного окружения он прочувствует каждой клеточкой своего тела. Вводите ребенка в жизнь семьи по мере его восприимчивости. Пусть он видит, что вокруг живут другие люди и у них тоже есть своя жизнь, свои потребности. Учите ребенка сопереживанию. Не бойтесь показать ему, что и другие нуждаются в помощи и заботе. Притом не только с вашей стороны, но и с его стороны тоже. Пусть он привыкает к проявления человеческого внимания. Вы должны понимать что дети, оторванные от проблем взрослого мира, характеризуются не только замедленным развитием, умственной отсталостью, но и эмоциональной неразвитостью. Поэтому так важно для «особого» ребенка, получая ласку и внимание видеть, что такая же забота проявляется в семье о других ее членах. Необходимо научить его выражать свое сострадание в любой приемлемой форме.
Вы -родители «особого» ребенка. Ваша жизнь осложнена необходимостью постоянно анализировать каждую конкретную ситуацию. Никогда не спешите делать выводы и принимать решения. Обдумайте каждое конкретное действие ребенка, вычлените то, что связанно с его физическим самочувствием и то, что стало следствием влияния окружающих. Если трудности вызваны болью, вам поможет врач и ваши знания медицины. Но это могут быть проявления особого характера ребенка, здесь будет нужна помощь психолога. Если его не окажется, лучшим помощником станет семейный совет. Несомненно, родители и взрослые здоровые дети могут сами принять решения, как вести себя с «особым» ребенком. В этом деле важен общий контакт, общий стиль отношений и недопустимо разногласие, когда один член семьи проявляет по отношению к «особому» ребенку строгость, а другой - вседозволенность. Будьте готовы к совместному семейному труду, чтобы сдвинуть с мертвой точки диагноз ребенка, нельзя взваливать весь груз помощи ребенку на одного человека. У каждого здорового члена семьи должны существовать свои обязанности. А тот, кто нуждается в особой заботе, по мере своего развития, должен усвоить круг личных обязанностей, связанных с самопомощью, каждый умеет делать то, что делают остальные члены семьи. Это особое правило для всех. Родители, братья, сестры владеют навыками и приемами помощи и самопомощи при проявлениях болезни, понимают языки форму общения, доступную «особому» ребенку, принимают его неестественные телодвижения, умеют передавать эмоции в форме, доступной и для «особого» ребенка и т п. При недоступности деятельности, или физической ограниченности ребенок должен понимать, что и почему делают другие. Но здесь в силу вступает новое очень сложное правило. Семья принимает «особого» ребенка как полноправного члена семьи. Объясняя и показывая, как делают папа, мама, брат сестра, будьте осторожны, чтобы не утвердилось у него в сознании: «Я ~ неполноценный, все делают правильно и хорошо, а я плохо». Прививать надо другое: «Я делаю по-своему, у меня тоже получается, я вижу, я понимаю». Помогите ребенку не бояться того, что он не умеет делать, он очень нуждается в ощущении своей силы, смелости, необходимости, не считайте проявление отрицательных качеств, таких как упрямство, агрессивность, замкнутость, несобранность, необщительность, только следствием «особого» состояния ребенка. Причины таких проявлений поищите сначала в своей семье: всегда ли спокойны и доброжелательны члены семьи? Включен ли ребенок в общение или ему приходится наблюдать? Только наладив внешнее окружение, думайте о том, как исправить поведение ребенка. Обязательно приобщайте к жизни семьи родственников и взрослых и детей. Подружитесь с семьям, имеющими детей с аналогичными особенностями развития. И главное: «особое» состояние ребенка -это не мертвая точка, а постоянный стимул к движению и развитию. Ничего в жизни, связанной с «особым» ребенком, нельзя воспринимать как данное, без изменений, остановившееся в развитии.