Папки-передвижки

Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ

Татьяна Ноздрачева
Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

При построении индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип. Он позволяет реализовать коррекционно-развивающую направленность педагогического процесса, индивидуализировать работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком, эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Используемая нами модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы состоит из пяти модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекци-онно-развивающего,лечебно-профилактического,социально-педагогического.

Публикация «Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Базисный модуль определяет стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку развития ребенка.

По окончании обследования составляется экспертное заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, мыслительные процессы, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции выявленных нарушений данного ребенка.

Основные задачи коррекционно-развивающего модуля - создание оптимальных условий для динамичного развития ребенка в соответствии с его возрастными, клиническими и индивидуально-психологическими особенностями. Важно, чтобы специалисты детского сада, одновременно каждый на своем уровне решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков психофизического развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.

Эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками определяется своевременностью и преемственностью в работе психолого-педагогического и медицинского персонала. Лечебно-профилактический модуль разрабатывается с целью осуществления взаимосвязи восстановительного лечения и психолого-педагогического сопровождения. С помощью медикаментозной терапии улучшаются обменные процессы в головном мозге; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК повышают общий тонус и работоспособность ребенка.

Указанные модули представлены в качестве основных. Необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характерные, общие проявления дизонтогенеза у детей с особыми образовательными потребностями, следовательно, не исключаются возможности их уточнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Цели программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и психическом развитии дошкольника с ОВЗ и оказании помощи в освоении программы дошкольного образования.

Задачи:

Создание условий, способствующих освоению ребенком с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ.

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей ребенка.

Разработка и реализация плана коррекционной работы.

Организация индивидуальных и групповых занятий для детей

с выраженными нарушениями в развитии.

Реализация системы мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.

Участниками комплексного сопровождения являются :

- логопед

- психолог

- воспитатель

- родитель (законный представитель)

-инструктор по физ. воспитанию

- муз работник.

- медицинский работник.

Содержательная часть индивидуальной программы включает :

- Введение.

- Диагностические данные на ребенка.

- Мониторинг.

- Оздоровительный маршрут.

- Сетка занятости ребенка.

- Ведется динамический лист наблюдения.

- Отмечены рекомендации по работе с родителями.

Итак, важное место в работе с детьми с ОВЗ занимает обследование ребенка, беседа с родителями и подготовительный период обучения.

От того как он пройдет во многом будет зависеть план дальнейшей работы с малышом. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Для реализации поставленных задач в своей работе активно использую игровые технологии. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

Игры помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления. Для реализации поставленных задач в своей работе использую коврограф, лэпбуки, звуковые кубики Зайцева и Смирнова.

Большое внимание уделяю сказкотерапии и театрально-игровой деятельности. Это любимый детьми жанр. Он несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста, способствует развитию сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей мы стараемся с помощью арттерапии. В детском саду широко применяется работа с глиной, красками, солёным тестом, которая увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций. Детям нравится заниматься живописью с помощью пальцев, рисовать на песке, крупе, делать отпечатки рук на прохладном или теплом песке.

Также большое внимание уделяю артикуляционной гимнастике. Упражнения для неё подбираю исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

С этой целью нами используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

Составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников является игровая гимнастика (логоритмика, которая используется для усвоения детьми различных движений, общеукрепляющих и коррекционно-развивающих.

Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, мы стараемся дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Для достижения поставленных перед нами целей обязательна слаженность в работе всех специалистов детского сада и родителей.

Реализация индивидуальной коррекционной программы для ребенка с ОВЗ создает комфортную развивающую образовательной среду, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья к окружающему миру.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Наименование учреждения: МАДОУ д\с 74 Воспитатель: Ладыгина Виктория Владимировна.

Индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка Ф. И. ребенка: Саликова Лиза Возраст: 6 лет Вид одаренности: физическая культура Склонности: акробатическая гимнастика Формы работы: индивидуальная,.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка» Республики.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

План индивидуального сопровождения для слабослышащих детей на 2018–2019 учебный год План индивидуального сопровождения для слабослышащих детей 2018 – 2019 учебный год План работы воспитателя группы Направления деятельности.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Пример индивидуальной программы сопровождения одаренного ребенка в ДОУ Индивидуальная программа сопровождения одарённого ребёнка Вид одарённости: спортивная одарённость Наименование учреждения.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 18:54
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ноздрачева (УИ 109079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД