Анна Сковородникова
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка средней группы с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут на
ребенка средней группы с ОВЗ.
Цель: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка средней группы с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: 1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4. Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.
Образовательные
области Цели, задачи
развивающей,
коррекционной
работы Методы и средства
развивающей,
коррекционной
работы Основное
содержание
развивающей,
коррекционной
работы Прогнозируемый
результат
Социально—
коммуникативное развитие
Цель: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений.
Задачи: Развивать и совершенствовать диалогической формы речи и вербальных средств коммуникации.
Расширять спектр приемов для привлечения внимания других партнеров по коммуникации.
Учить согласовывать свои действия с потребностями своих партнеров по общению.
Учиться ориентироваться в ситуации.
Словесные: беседы, чтение художественных произведений (В. Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища», Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги, В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова, анализ ситуаций, вопросы.
Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация наглядных пособий.
Игровые: дидактические игры, игровые упражнения «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна» Живые куклы», «Гномики»;
Практические: практические упражнения «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей).
- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния., выполнение танцевальных упражнений, зарисовки.
Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществляется в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Развитие интереса к речи окружающих, формирование потребности слушать человеческую речь;
обучение пониманию и использованию невербальной коммуникации, устного языка, альтернативных форм коммуникации;
овладение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;
овладение умением проявлять эмоциональную отзывчивость;
формирование потребности в деятельности, в общении;
овладение общими представлениями о социальных ролях, об основах социального взаимодействия.
Речевое развитие
Цель: овладение речью как средством общения и культуры;
Задачи: обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развивать речевое творчество, развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух,
Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формировать звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Д/и «Мы по комнате пойдем и любой предмет найдем»
Д/и «Кто спрятался?»
Д/и «Кто к нам пришел?
Д/и «Чудесный мешочек»
Отгадывание загадок об игрушках.
Пальчиковые гимнастики
Д/и «Дорисуй картинку»
Д/и «Времена года»
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Урожай»
Д/и «Верно – неверно»
Д/и «Один – много»
Д/и «Ответь правильно на вопрос»
П/и «На лужайке»
П/и «Речка»
«Ручеек»
Формирование звукопроизношения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
На индивидуальных занятиях :
- подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке звуков;
- развитие фонематического слуха;
-формирование правильного произношения звуков
а) уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи,
б) постановка отсутствующих звуков,
в) автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах.
(декабрь, январь, февраль, март)
- закрепление в самостоятельной речи правильного произношения звуков,
- постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция скаженно произносим звуков,
- формирование навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.
- формирование умений различать фонемы, близкие по звучанию.
(апрель, май)
- завершение работы по подготовке артикуляционного аппарата к постановке всех групп звуков,
-закрепление в самостоятельной речи правильного произношения звуков,
-постановка отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков,
-закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости,
- закреплять умение различать фонемы, близкие по звучанию.
Формирование лексико-грамматических представлений
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий признаков, понимание обобщающего понятия слова,
- формирование умения устанавливать связи между предметом и его действием,
-закрепление навыка употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени,
- усвоение первоначальных навыков некоторых способов словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме единственного и множественного числа,
- развитие умений согласовывать слова в простом предложении, употреблять простые предлоги.
(декабрь, январь, февраль, март)
-закрепление понимания устной речи,
- уточнение и расширение словарного запаса с опорой на тематические циклы,
- практическое усвоение некоторых способов словообразования (существительные с уменьшительным значением,
- формирование навыков практического употребления в речи категорий числа существительных, категорий глаголов, категорий падежей,
- формирование навыка образования относительных прилагательных,
- закрепление умения согласовывать слова в простом предложении в роде, числе и падеже,
- практическое употребление простых глаголов.
(апрель, май)
- уточнение и расширение словарного запаса с опорой на тематические циклы,
- закрепление в самостоятельной речи простых предлогов,
- практическое усвоение в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
- закрепление навыка образования и употребления в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением, в форме множественного числа,
- закрепление умения согласовывать слова в предложении.
Формирование связной речи
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- формирование умения совместного проговаривания предложений,
- формирование умения заканчивать предложение, начатое логопедом,
- формирование навыка составления 2-, 3-ловных предложений по вопросам, демонстрации действия, сюжетных картинок.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
-закрепление навыка составления предложений из 2-3 слов по вопросам, картинкам и демонстрации действия,
-формирование навыка распространения простого предложения, с помощью предметных картинок,
- формирование навыка договаривания слов в ритмических потешках, стихотворениях,
- подготовка к овладению диалогической формой общения.
III период обучения
(март, апрель, май)
- закрепление навыка построения простого предложения, распространения путем введения однородных членов,
- совершенствование навыка ведения подготовленного диалога,
-формирование навыка пересказа небольшого, хорошо знакомого текста из 2-3 предложений,
- формирование умений составлять небольшой описательный рассказ
• Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;
• Понимание обращенной речи приближается к норме;
• В активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;
• Ребенок понимает различные формы словоизменения;
• Может пересказать текст из трёх-четырёх простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;
• Может составить описательный рассказ по вопросам;
• Повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;
• Различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;
• Речь ребенка интонирована.
Познавательное развитие
Поощрять любознательность, развитие и выявление интересов ребенка. Формировать действия, направленные на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развивать творческие задатки и воображение. Формировать знания о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. пространство, причины и следствие. Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
опыты (экспериментирование);
коллекционирование;
развивающие игры;
изобразительная деятельность;
конструкторская деятельность;
трудовая деятельность;
наблюдения;
игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные, труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд, элементарные опыты.
3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение
4/ Методы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация,ответы на вопросы детей
5/ Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны
Развивать наглядно-образное мышление;
Расширять понимание смысла обращенной к ребенку речи;
Целенаправленное формирование функций речи;
Формировать произвольное внимание;
Обогащать чувственный опыт;
Формировать общие способы умственных действий: анализ, сравнение, обобщение;
Развивать анализирующее наблюдение при сравнении предметов и выделении существенных опознавательных признаков;
Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие; • умение самостоятельно выполнить задания
• изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованности;
• повышение активности во всех областях (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.)
Художественно-эстетическое развитие
Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗ
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования :
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития:
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкальная деятельность.
Праздники, развлечения
Игры: музыкально-дидактические, музыкально – ритмические,
хороводные,
театрализованные, сюжетно-ролевые); - логоритмические -ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- Упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, простр. организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.
Игра на детских музыкальных инструментах;
-Инсценирование песен, хороводов
Самостоятельная музыкально – игровая деятельность
Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.
Развитие психических произвольности познавательных процессов:
Развитие эмоциональной сферы; Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр;
Закрепление двигательных умений артикуляционного аппарата
Содержание коррекционной работы –обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Система музыкально-коррекционной работы предполагает использование следующие здоровьесберегающие технологии:
- Валеологические распевки-песенки (задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат;
- Дыхательная гимнастика (включает упражнения дыхательной гимнастики по Б. Толкачеву, А. Стрельниковой);
- Артикуляционная гимнастика (выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, проводится по рекомендациям логопеда)
- Оздоровительные и фонопедические упражнения (способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной);
- Игровой массаж (повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма);
- Пальчиковые игры (развивают речь, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук);
- Речевые игры (позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки);
- Музыкотерапия (способствует коррекции психофизического статуса детей. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание);
изображает предметы с деталями, элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;
• самостоятельно вырезает фигуры
• наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;
• положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам:
• знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
• знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый фиолетовый, серый, голубей;
• ориентируется на плоскости листа (низ, средина, верх);
• соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;
• сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
• внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;
• проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Физическое развитие
Цель Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
– Создание системы физкультурной работы в группах;
– забота об охране и укреплении здоровья детей;
– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
– воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Утренняя стимулирующая гимнастика.
Структура утренней стимулирующей гимнастики:
Упражнения на дыхание;
Пантомима;
Упражнения для кистей рук;
Различные виды ходьбы;
Оздоровительный бег;
Подвижные игры;
Релаксация.
В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.
Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Коррекционные физкультурные занятия.
С целью решения поставленных задач вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, подразделяется на:
– комплекс утренней стимулирующей гимнастики
– комплекс коррекционных физкультурных занятий
– комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики
– комплекс упражнений на дыхание
Основное содержание коррекционных физкультурных занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Основные виды движений:
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т. д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
позволит сформировать умения детей произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.