Елена Балуева
ОД по социально-коммуникативному развитию с включением ребенка с ОВЗ «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию
«Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика».
(с включением в образовательную деятельность ребенка с ОВЗ).
Балуева Елена Николаевна, Вологодская обл., с. Кичменгский Городок, БДОУ детский сад «Солнышко», воспитатель.
Цель:
Формирование у детей основных нравственных качеств и способов поведения в отношениях с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «ОД по социально-коммуникативному развитию с включением ребенка с ОВЗ „Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Подвести детей к пониманию того, что добрые поступки и дела можно совершать и без волшебства;
Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
Учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, тактично отстаивать свою точку зрения;
Расширять коммуникативные способности детей в разных видах деятельности: конструировании, графической деятельности, словесных играх, рисовании;
Развивающие :
Развивать навыки активного слушания;
Развивать навыки взаимодействия в коллективе, в паре друг с другом, в подгруппе сверстников;
Развивать навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств;
Учить детей правильно понимать чувства других, откликаться на них (эмпатия, сопереживание);
Развивать внимание, речь, память, мышление, фантазию, проявление инициативы, самостоятельности.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные партнёрские взаимоотношения;
Воспитывать сострадание, толерантность,
Продолжать нравственное воспитание детей, аккуратность, ответственность, усидчивость.
Задачи индивидуального развития ребенка с ЗПР в ходе занятия:
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Закреплять умение запоминать и выразительно читать четверостишие;
Учить выкладывать фигуры из счетных палочек по упрощенной схеме;
Продолжать формировать графические навыки в рисовании по точкам, развивая мелкую моторику пальцев рук;
Формировать чувство уверенности в своих силах при выполнении заданий через создание ситуаций успеха, поддержки со стороны педагога, сверстников.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материал для занятия:
Магнитные доски,
Схемы для выкладывания из счетных палочек, счетные палочки
Поднос, ведерко со льдом,
Лепестки с буквами Д, О, Б, Р, О, Т, А,
Рисунки с игрушками «Обведи по точкам»,
Фломастеры
Конверт с письмом, стебелек с лепестком
Использованные технологии занятия:
Фрагменты мультфильма «Цветик-Семицветик», аудио записи - «Вьюга», «Дорогою добра» (М. Минков, Ю. Энтин)
Психогимнастика
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных ситуаций; вопросы детям проблемного характера; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей; речевые игры.
Предварительная работа:
– знакомство, чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик»
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение игр и упражнений
- заучивание стихотворений наизусть
Ход занятия:
Дети входят в группу под запись песни «Дорогою добра» (М. Минков, Ю. Энтин)
1 часть – мотивационно-организационная.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и гости (дети здороваются). Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение и мне захотелось поделиться им с вами, чтобы и у вас тоже настроение стало хорошим и радостным - сегодня для нас всех в группе сюрприз:
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Или кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать? – ответы детей (Да)
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать:
«Лепесток вдруг оторвешь,
Загадай желание.
И волшебный ветерок
Через запад на восток,
Пролетит вокруг земли,
Быть по-твоему велит.
Как назвать тот яркий цветик?
Кто же скажет?» (семицветик).
Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, от кого это письмо? (от девочки Жени). Ой, смотрите, в письме – Цветик-семицветик! Только что это с ним? (в конверте стебелек с одним лепестком)
Воспитатель (спросить у детей) : Почему на стебельке всего один лепесток? (дети отвечают- Женя все истратила на желания)
Воспитатель: На какие желания Женя истратила лепестки? (ответы детей). Добрые ли дела совершила Женя? Сколько добрых дел совершила Женя в сказке? Почему остальные поступки нельзя назвать добрыми и полезными? (ответы детей).
- Зачем же Женя отправила цветок нам? ( дети предполагают: рассказать о себе, познакомить нас с цветиком, … подвести детей: Жене нужна помощь – вернуть все лепестки обратно и загадать только добрые пожелания).
Воспитатель: Как можно помочь Жене вернуть лепестки? (дети предлагают свои решения)
Воспитатель: Как вы думаете, а можно совершать хорошие поступки и делать добрые дела, не используя волшебство? (ответы детей) А вы смогли бы?
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня с вами подскажем Жене, как можно делать добрые дела и без волшебства!
2 часть – реализация задуманного, основная.
Воспитатель: - Ребята, кто вспомнит, что пожелала Женя вначале? Что с ней случилось? (ответы детей)
Очутились возле разбитой вазы.
- Что мы видим? Что сделала Женя? А могла она бы обойтись без лепестка? Что можно было ей сделать и без волшебства? – выбрать один вопрос, другой может быть использован как наводящий (дети предполагают… - собрать и склеить вазу самой или с помощью кого-то)
Игра «Собери вазу»
(дети работают в парах, один человек работает с воспитателем на магнитной доске, собирая осколки в одно изображение)
Воспитатель (удивляясь) : Ребята, посмотрите, вдруг появился первый лепесток за наше доброе дело! Какая на нем буква? (прикладывают с детьми лепесток к серединке)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему мы научили Женю в этой ситуации? (или по-другому спросить, если затрудняются ответить: как можно было действовать без волшебного лепестка) (ответы детей)
Воспитатель: В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Глазки дружно закрывайте -
Сказку в душу пропускайте.
(на экране фрагмент из мультфильма «Северный полюс», звуки вьюги)
Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете? Какие звуки слышите? Страшно ли вам? Что почувствовала Женя, когда оказалась на Северном полюсе?
Игра «Изобрази эмоции» - холодно, страшно, удивление,
Воспитатель (физкультминутка) :
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Перед носом тоже лед,
Где же он кончается?
- Как здесь холодно, бр-р-р, везде снег и лед (воспитатель открывает ведерко со льдом, перекладывает его на поднос).
- Потрогайте, какой он холодный. Что вы чувствуете? (необходимо музыкой, своим голосом создать ситуацию, в которой дети почувствовали бы неприятные ощущения – боль, обиду, страдания, холод) (дети трогают, высказываются)
Воспитатель: Вот так же обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Как же тогда можно согреться? (дети – нужно говорить только добрые, приятные слова)
Воспитатель: Давайте скорее согреем друг друга ласковыми, добрыми словами в игре «Передай добро по кругу» :
Дети становятся в кружок, поднос со снегом в центре. Дети по кругу, гладя друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя
друг друга по имени ласково.
Воспитатель: Ну, что? Теплее стало от добрых слов? Лепесток появился! (называем букву, крепим к общей серединке)
- А что со льдом становится? (дети рассматривают, высказываются)
- А лед в душе у северных медведей сможем растопить? Какие еще волшебные добрые слова мы знаем?
(Дети читают стихи про волшебные слова)
1 ребенок :
Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
Здравствуй! — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
2 ребенок :
Мы всё припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз …
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас!
3 ребенок
Будьте добры, — это я говорю по секрету,
Будьте, добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры!
4 ребенок
Нам желают: Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь тоже к доброму чему-нибудь.
5 ребенок
Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее …
Сказать остается два слова,
И мы говорим «До свидания»!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, мы-то с вами согрелись, а Цветику-Семицветику в таких холодных условиях совсем плохо: чем ему можно помочь? (поместить в теплое помещение, теплый домик)
Воспитатель: Построим оранжерею для Цветика-Семицветика? Оранжерея это теплое помещение для выращивания цветов, растений.
Упражнение «Выложи оранжерею из счетных палочек»
(Дети выкладывают оранжерею из счетных палочек по схемам).
Воспитатель: Ребята, в добром доме и душе теплее! А у нас еще один лепесток с буквой появился (прикладывают лепесток к серединке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а лед-то совсем растаял! От чего? ( выводы-ответы детей: и от хороших слов, и от тепла в доме)
- О чем мы расскажем Жене из этой ситуации? (что ласковое, доброе слово растапливает даже лед, согревает душу)
- Ой, а что это под подносом? (лепесток) Какая на нем буква? Вернем и его цветику.
Появляется еще один лепесток.
Воспитатель: Сколько лепестков уже вернулось? – посчитайте!) Нам осталось совсем чуть-чуть!
- Помните Женино желание из сказки, чтобы все игрушки со всего мира были её? Какое это желание? Почему? (объяснения детей)
- Как могла поступить Женя? Что нужно пожелать? А мы как можем помочь Жене в исполнении этого желания? (Нарисуем и подарим картинки с игрушками)
Упражнение «Обведи по точкам»
(На столе разложены картинки с игрушками, фломастеры, дети выбирают по желанию). После выполнения задания появляется 6-й лепесток с буквой.
Словесная игра с мячом «Назови ласково» (индивидуальная работа)
- со словами, обозначающими названия игрушек;
- появляется 7-й лепесток с буквой?
3-я часть – заключительная: итоги, рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и собрали Цветик-Семицветик! А он непростой! – почему? (на нем буквы)
- Что складывается из них? (слово ДОБРОТА)
- Вы догадались: о чем говорит Цветик-Семицветик? (нужно желать всем доброты, добра)
На экране фрагмент из мультфильма.
Воспитатель: Теперь с помощью Цветика-Семицветика что мы подскажем Жене? (чтобы она загадывала хорошие желания, а добрые, полезные поступки можно совершать и самой, без волшебства).
- Давайте сядем все в круг, передадим Цветик-Семицветик по кругу и назовем по-настоящему добрые желания.
Итог: Ресурсный круг «Добрые дела и поступки»
(дети по очереди высказывают свое мнение и передают по кругу Цветик-Семицветик).
Литература:
1. Кузьмин И. А. Истоковедение, том 5.; Москва, Издательский дом «Истоки», 2014.
2. Интернет-источники: https://nsportal.ru, https://www.maam.ru.