Анна Захарова
Семья ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это особый мир, внутри которого формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с особыми образовательными потребностями она должна еще и стать своеобразной развивающей средой, которая поможет скомпенсировать проблемы в развитии. Конечно, семьи, узнав о трудностях в развитии ребенка могут испытывать тревогу, стресс, раздражительность. Всего выделяют 4 фазы реагирования:
1. Растерянность, беспомощности, потерянность;
Темочки:
2. Негативное отношение к полученной информации или ее отрицание – это является защитной реакцией организма;
3. Частичное осознание, печаль по поводу проблем в развитии ребенка;
4. Начало социально-психологической адаптации, принятие информации о трудностях у ребенка, установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций.
Если родители не смогли адекватно принять особенности ребенка это приводит к следующим последствиям:
1. У детей создается отрицательное представление о себе, они не верят в свои способности;
2. Появляется тревожность и снижается самооценка;
3. Может формироваться агрессивно-защитный тип поведения.
Нарушения в личностном развитии ребенка – результат воздействия двух факторов:
- физиологического (особенности здоровья, нервной системы ребенка);
- неблагоприятные условия воспитания.
Нарушение речи может стать барьером в общении между родителями и ребенком. В семьях часто доминируют две модели воспитания:
- «Сотрудничество» (может включать элементы гиперопеки, авторитарной гиперсоциализации, симбиоз);
- «Отказ от взаимодействия» (может включать гипоопеку, «эмоциональное отвержение», «маленький неудачник»)
Стратегии сопротивления родителей специалистам:
- Соревнование (конкуренция) – «я лучше знаю»;
- Защитная (нападение) – негативные оценки в адрес педагога;
- Избегание – «это не так», «мне некогда»;
- Перекладывание ответственности – «вот вы и учите».