Евгения Бувина
Рекомендации по развитию речи детей от 1.5 до 2.5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию речи
Пирамида развития
Я готов к школе!
Различаю звуки и говорю Смотрю и слежу за предметом Понимаю ощущения
Глазодвигательное развитие Самостоятельность Ориентация в пространстве
Планирую движения Контролирую положение тела Концентрирую внимание
Ощущаю запахи Вижу и слышу Чувствую вкус
Чувствую кожей Ощущаю равновесие Чувствую мышцы и суставы
Игры и упражнения
Основные правила:
Публикация «Рекомендации по развитию речи детей от 1,5 до 2,5 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
• Играть в хорошем настроении.
• Играть каждый день по 15-20 минут.
• Не говорить ребенку слова «скажи, повтори», это вызывает речевой негативизм.
Основные направления игр:
1. Игры у зеркала.
Выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме перед зеркалом.
Малыш должен выполнять движения медленно.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
Упражнения:
• «Бегемотики открыли ротики» (открыть и закрыть рот).
• «Слоник» (подражаю я слону, губы трубочкой тяну).
• «Блинчик» (широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 3-5).
• «Вкусное варенье» (облизывать верхнюю, затем нижнюю губу).
• «Качели» (рот открыт, язык попеременно касается верхней и нижней губы).
• «Часики» (рот открыт, язык попеременно касается левого и правого уголка рта).
2. Дыхательные игры.
Дуть на различные предметы: губы вытянуты вперед, щеки не надуваются. Время 30-60 секунд.
Примеры игр:
• Дуй в дудочку.
• Дуй в свисток.
• Мыльные пузыри.
• Дуй в трубочку, которая в стакане с водой.
• Дуй на ватку.
3. Глазодвигательные упражнения.
К 3 годам ребенок должен оценивать пространство только глазами на 180 градусов.
Примеры игр:
• Игры с прищепкой (ребенок лежит на спине, двигаем прищепкой перед глазами вверх-вниз-влево-вправо-по диагонали).
• Наблюдение за летящими материалами (мыльные пузыри, перья, листочки.).
4. Неречевой слух.
Берем два предмета, которые звучат по-разному (например, скомканный лист бумаги, который шуршит и молоток, который стучит) :
• «Сделай так» (шурши-стучи).
• «Экран» (спрятать предметы за лист бумаги и пошуршать или постучать, ребенок должен угадать, что звучало).
5. Визуально-ритмические ряды.
Развивают ощущение ритма. Важно для развития слоговой структуры слова.
• Чередуем горизонтально предметы двух видов, например, ложка-вилка, зеленая крышка-красная крышка, макароны-фасоль, круг-треугольник, камень-веточка и т. д.
• Берем не менее 5 предметов каждого варианта, т. е. 5 ложек и 5 вилок.
• Можно определять границы пространства салфетками, квадратиками.
• Вертикально можно чередовать лего, кубики.
6. Первые слова.
Начинаем с шести двусложных слов с ударением на 1 слог (слова первой слоговой структуры).
Каждую неделю добавляем 6 новых слов. Прилагаю карточки для игр.
• Слова на 1-ю неделю: тяпа, коза, часы, Аня, каша, туча.
• Кладем карточку перед ребенком, просим найти такую же тень или контур.
• Садим ребенка к себе на колени, называя слово, например, ко-за, раскачиваемся вместе с ребенком из стороны в сторону, пропевая слово по слогам.
• Отхлопываем слово ко-хлопок-за-хлопок. Можно топать.
• Прыгаем по ортоковрикам: 6 ковриков выкладываем друг за другом, прыгаем двумя ногами, ко-прыжок-за-прыжок (одно слово повторяем 3 раза).
Если ребенок не повторяет, то проговариваете слова Вы, помогая ритмично перепрыгивать, качаться и делать различные сопутствующие движения.
7. Глаголы.
Используем двусложные глаголы в повелительном наклонении (дави, беги, лети, неси.). На одной неделе берем 3-4 глагола, далее каждую неделю прибавляем по 3 глагола.
• Дави – давим пену для бритья на руки ребенка; слайм; пластилин.
• Тяни – тянем «рыбу» (к веревке, шнурку привязываем разные предметы и тянем).
• Киса лети – привязываем к шарику игрушку и отпускаем.
8. Тактильная система.
Если ребенок боится грязи, липких предметов, «чистюля», то плавно вводим различные фактуры и ощущения, не заставляя. Не исключаем материалы, которые не может трогать. Трогаем сами, мажемся, пробуем на вкус и т. д.
• «Сенсорная коробка» прячем карточки или предметы в коробки с макаронами, гречкой, пеной, вязкой кашей и т. д. Ребенок находит, проговариваем название.
9. Вестибулярная и проприоцептивная система.
Чувство баланса и схемы тела, благодаря мышцам, суставам, связкам и внутренним рецепторам.
• Прыжки (батут, кровать)
• Лазанье (паутинки, горки)
• Висеть на перекладинах
• Игры с фитболом
• Битье подушками
• Толкалки
10. Игры для развития слоговой структуры
Общий праксис:
• ходьба (по коврикам с учетом определенного ритма) - 1 хлопок - один шаг.
• ходьба по лестнице с проговариванием простых слов (муха, аня,молоко.) один шаг-один слог.
• ходьба по ленте (малярный скотч, бордюр).
Пальцевый праксис:
• выполнение простых действий, по подражанию (похлопай, сожми кулак, покажи «во»-большой палец, покажи зайку-два пальца.).
• чередование движений (кулак-ладонь, указательный-большой.).
Соматогнозис (схема тела) :
• умение выстроить картинку лица и тела.
• конструирование поз человека (руки вверх, руки в стороны, ноги в стороны и т. д.).
• игры с куклами, показ частей тела на кукле и на себе.
• называние частей тела.
• изучение названия пальцев.
Формирование УДР (условно-двигательная реакция) :
• реакция на голос взрослого: стоп, иди, стоп, иди.
• музыка звучит-остановилась.
Сюда же можно подключить игру «Дождик» : Специалист держит зонт, ребенок бежит под музыку, как только музыка остановилась, ребенок прячется под зонт.