Елена Викторовна Ефимова
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни это значит придать этому процессу наилучшие варианты.
Следует помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя учёт не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе которых следующие:
Публикация «Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- поведение, мысли и чувства ребёнка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально-приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к самопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
В процессе формирования здорового образа жизни детей можно выделить следующие задачи их психологической поддержки:
- обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
- обучению рефлексивным умениям;
- формирование потребности в саморазвитии.
Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требует от педагога дошкольного образовательного учреждения широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
С этой целью выделены определённые положения-рекомендации, способствующие оптимизации педагогического процесса по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
В такой работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, учёт его возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, могут иметь разные представления о здоровом образе жизни, работа должна проводиться дифференцированно, с учётом интересов, потребностей и уровня знаний детей.
Наибольшие возможности для задач формирования представлений о здоровом образе жизни создаются при наличии комфорта для каждого ребёнка. Важно, чтобы ребёнок ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение становилось бы ведущим средством достижения благоприятного климата в детском коллективе.
Для того, чтобы правильно спланировать воспитательно-образовательный процесс по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо выявить уровень представлений каждого ребёнка о здоровом образе жизни.
Определить представления старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить её может сам ребёнок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя свои знания о здоровом образе жизни и личный опыт.
В целях формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать парные сюжетные картинки, где на одной из них изображён ребёнок, который ведёт здоровый образ жизни, а на другой нет. Педагог побуждает детей выразить своё отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, а кто не нравится и почему.
Педагог может судить о наличии у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, если ребёнок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации, устойчиво отвечает верно. Если ребёнок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребёнка о здоровом образе жизни.
Дети по природе своей являются пытливыми исследователями, поэтому в работе по формированию представлений о здоровом образе жизни нужно постоянно использовать познавательно-исследовательскую деятельность. Именно этот вид деятельности способствует формированию осознанности представлений детей старшего возраста. Для развития познавательной активности старших дошкольников следует постоянно использовать различные методы и приёмы, находить новые методы и приёмы.
Одним из таких приёмов является синквейн.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к различным вариантам синквейна:
- составление рассказа по готовому пану, например,
Кожа
Чистая, упругая
Дышит, защищает, чувствует
Надёжная защита всего организма
Барьер
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, например, дан синквейн без указания темы:
Чистый, влажный
Смачивает, определяет, переваривает
Он нужен для пищеварения
Вкус (язык)
- коррекция и совершенствование готового синквейна.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий, вырабатывает способность к анализу.
Можно отметить психолого-педагогические пути формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни :
- создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребёнка;
- способствовать формированию у детей активного усвоения норм здорового образа жизни;
- широко использовать познавательно-исследовательскую деятельность как средство формирования представлений детей о здоровом образе жизни.
Таким образом, педагог дошкольного образовательного учреждения имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.