Лариса Чернавская
Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Быть здоровым в современном обществе не только модно, актуально, но и жизненно необходимо.
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обуславливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.
Публикация «Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Сама система дошкольного образования создает благоприятные условия для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Активность, любознательность, подвижность дошкольника, с одной стороны, а с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни.
Исходя из этого ФГОС ДОО ставит цели и задачи:
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
• Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей
• Обеспечение гармоничного физического развития
• Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
• Развитие интереса и любви к спорту.
Компоненты здорового образа жизни.
• Режим дня
• Рациональное питание
• Двигательная активность
• Закаливание
• Гигиенические мероприятия
• Благополучная психологическая обстановка
Совместные усилия педагогов, психологов, медиков, родителей и самих детей на сохранение, укрепление здоровья получили название «здоровьесберегающие» технологии.
В нашей практике интеграция образовательных областей стала одной из ведущих видов деятельности в работе с детьми.
Основные формы совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах
• Различные виды НОД
• Проектная деятельность
• Праздники и развлечения
• Конкурсы и соревнования
• Мастер-классы и тренинги
• Индивидуальная работа
• Взаимодействие с родителями
К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада
Организация непосредственно образовательной деятельности по ОО «физическое развитие»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ
Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.
Инструктор по физкультуре планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, принимает участие в организации работы с родителями.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка, фиксирует, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
В основу образовательного процесса в в контексте с ФГОС ДО положена комплексно-тематическая модель работы с детьми.
В основу организации образовательного содержания ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослых к выбору партнерских отношений и взаимодействию. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре, творческому и педагогическому потенциалу и воспитателя и инструктора по физкультуре.
Валеологические знания
Предметом валеологии является не столько здоровье, сколько способы и механизмы его становления.
Задачи валеологического образования в ДОУ :
.формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;
.формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
.формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
.воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. Нами составлен план работы по теме "Я человек", который рассчитан на обучение детей от трёх до семи лет.
Проектная деятельность
Метод проектов как педагогическая технология предоставляет детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей.
Проектная деятельность привлекательна еще и тем, что ее участниками выступают дети, педагоги и родители.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности ЗОЖ образцы компетентного поведения.
Интересна работа с родителями по созданию совместно с ребёнком газет о здоровье, здоровом образе жизни.
Семинар-практикум как одна из форм работы с родителями.
Задачи: обучить родителей конкретным приемам оздоровления : массаж,
пальчиковая гимнастика, элементы ЛФК, распространить среди родителей наилучший семейный опыт здорового образа жизни.
Стенгазеты
Интересна работа с родителями по созданию совместно с ребёнком газет о здоровье, здоровом образе жизни.
(Оптимальность двигательного режима)
• Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
• Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам.
• Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Рациональность питания
Рациональное питание — это прежде всего правильный подбор продуктов, которые должны удовлетворять суточную потребность организма во всех необходимых питательных веществах и микроэлементах.
Привычку к рациональному питанию следует воспитывать у человека с самых ранних лет. Человек должен испытывать удовольствие, употребляя в пищу свежие и полезные для здоровья продукты, должен осознавать, что и для чего он ест.
В каждой группе ежедневно вывешивается меню для того, что бы родители могли правильно организовать ужин для ребенка дома
Игры: «Что вкусно, что полезно», «Правильная еда», «Магазин продуктов», «Что можно есть каждый день», «За праздничным столом», «Накорми Винни-Пуха» и др.
КГН
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста является первой ступенькой на пути к формированию привычек к здоровому образу жизни.
Индивидульная работа
Было сказано, что в детском саду трудно осуществлять индивидуальный подход при планировании компонентов ЗОЖ. Но при освоении основных движений и развитии физических качеств индивидуальная работа вполне осуществима и проводится нами в режимных моментах в течение дня: на прогулке, во время самостоятельной деятельности, в играх.
Отсутствие вредных привычек
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения необходимо проводить уже в дошкольном возрасте. Эта работа невозможна без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Цель этой работы – создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Отсутствие вредных привычек у родителей, их наглядный пример – залог воспитания положительного поведения у детей.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на Олимпиаду в Сочи»
Решению задачи развития интереса и любви к спорту способствуют игры, соревнования, конкурсы, досуги.
Очень интересно прошла у нас игра «Поездка на Олимпиаду в Сочи», организован «Олимпийский музей». Подобран дидактический, иллюстративный материал по теме «Спорт».
Праздники, развлечения, досуги
Любые праздники в детском саду надолго остаются в памяти детей, поэтому нужно стараться подходить к организации этих мероприятий очень ответственно. Подготовка к празднику имеет много общих моментов у инструктора по физкультуре и воспитателя. Есть много мелочей, которые кажутся простыми и очевидными, но которые могут серьёзно повлиять на утренник. Каждый свой шаг и каждое действие мы стараемся хорошо спланировать и расчитать по времени, обязательно держа в уме, что могут быть какие-то внеплановые ситуации.
Конкурсы, соревнования
Участвуя в различных состязаниях, соревнованиях, дети с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Соревновательный характер проведения игр и упражнений способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в соревнованиях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.
«Олимпийские надежды»
Ежегодный районный конкурс ритмической гимнастики. Дети с удовольствием готовятся к нему и выступают с большой ответственностью. Проигравших нет!
Закаливающие и профилактические мероприятия
При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка.
Корригирующая гимнастика
Оздоровительная гимнастика
дыхательные упражнения
упражнения на расслабление, выполняемые в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
И воспитатель, и инструктор по физкультуре проводят бучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания). Работа по просвещению родителей организуется на основании опроса.
Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном и комплексном взаимодействии инструктора по физической культуре, воспитателя детского сада и родителей