Надежда Снеткова
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Публикация «Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.).
Педагогические условия, способствующие формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста :
1. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.
2. Наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.
3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
4. Формирование у детей позиции созидателя своего здоровья.
Таким образом, важнейшей условием формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, обозначенных в специально обучаемой программе ДОО.
Список литературы:
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С. 115
2. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка// Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с. 81 - №5. - с. 66.
3. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М. : Просвещение, 2005. – 504 с.