Прищепа Ольга Александровна
Рекомендации для педагогов: Формирование художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. В настоящее время отсутствует чётко и грамотно разработанная система развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования.
Публикация «Рекомендации для педагогов: Формирование художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность раскрытия данной темы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе. Всем детям с ОВЗ особенно необходимы внимание, любовь, понимание, возможность творческого самовыражения. Деятельность по художественному творчеству даст реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Цель доклада раскрыть возможности формирования творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач воспитания и развития детей с ОВЗ на современном этапе. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – деятельность по художественно-эстетической направленности посредством изобразительной деятельности.
Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному, речевому, а также физическому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Процесс формирования художественно - эстетических способностей
у детей с ОВЗ
Воспитанники с ОВЗ - это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.
Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетических развитию в условиях группы дошкольного учреждения, которую посещают дети с ОВЗ, позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности. Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ, для их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию - изображения и конструирования уточняются представления детей с ОВЗ о свойствах и качествах предметов. Для того чтобы нарисовать, вылепить, построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, заметить и запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, пространственное расположение частей. В конструировании и изображении участвуют зрение, осязание, движение рук. Интеллектуальная деятельность ребёнка развивается в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Под руководством педагога дети с ОВЗ постепенно приобретают способность анализировать предмет.
Рисование является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребёнка, в процессе которой происходит тренировка и развитие у него внимания, памяти, образных представлений, что является чрезвычайно важным при подготовке к школьному обучению. Оно вызывает значительный эмоциональный отклик у детей, требует небольшой технической подготовки. Рисование способствует лучшему усвоению элементарных математических представлений, развивает психические функции - внимание, целенаправленность действий, память, улучшает моторные возможности детей, поощряет их к собственной деятельности, учит соотносить, вырабатывает гигиенические навыки.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей с ОВЗ преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах искусства в жизни.
Художественное творчество содействует и физическому развитию, при соблюдении гигиенических требований. Конструирование из крупного строительного материала требует разнообразных движений: ребёнок наклоняется, упражняя мышцы брюшного пресса, спины; поднимает, производя при этом усилие; встаёт, вытягивает руки вверх. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.
Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играет посадка детей – формирование правильной осанки, размещение столов по отношению к источнику света, правильное положение корпуса и использовании обеих рук во время деятельности.
Заключение
Формирование творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетическому развитию оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а также физическое развитие, а значит готовит ребенка к успешному обучению в школе.
Детские рисунки и поделки - это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции и интерес. Яркие результаты вдохновляют, позволяют максимально раскрыться фантазии. Перед детьми открывается мир творчества и красоты.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. На занятиях дети работают красками, знакомятся со свойствами глины и пластилина. Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразными материалами.