ТАТЬЯНА ФЕДОРОВА
Мастер-класс для педагогов «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
повысить мотивацию педагогов в создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
Актуальность:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин).
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт - терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво.
В своей работе по сенсорному развитию хочу отметить о важности подбора дидактического материала.
Были изготовлены сенсорные коврики для освоения основных цветов.
Сенсорные вкладыши на освоение знаний о геометрических фигурах
Много дидактических игр на сенсорное развитие использую в свободное время
Осваиваем лепку из соленого теста, развиваю мелкую моторику рук, что не мало важно в развитии детей.
Знакомимся с сыпучими свойствами материалов
Детям очень нравится играть настольными играми.
Очень любят мои ребята играть с кинетическим песком.
Знакомлю со свойствами глины
Для развития мелкой моторики используем игру "Собери бусы"
Дети очень любят рисовать, но для них в 3-4 года сложно еще передать образы, поэтому нетрадиционная техника рисования нам в помощь. Для украшения предмета, нанесения узора, создания образа я использую такой метод рисования, дети на отдельном листе рисуют свою работу по своим возможностям, а вырезанная форма образа накладывается в последствии на рисунок детей, получается очень красивые рисунки и у детей чувство радости, что он справился с заданием
Рисование на воде техникой эбру также способствует сенсорному развитию, потому как закрепление знания цветов очень хорошо проходит во время взаимодействия ребенка с красками
Рисование гуашью с помощью ватных палочек не менее увлекает детей
Печатанье рисунка с помощью палочек с поролоном и пальчиков тоже занимательно для детей
Закрепление основных цветов с помощью домино
Дидактическое упражнение "Собери яблоки"
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я стала вводить новые формы организации и взаимодействия с детьми, которые позволили детям реализовывать свои творческие задумки.
СПАСИБО ВСЕМ КТО ЗАГЛЯНУЛ КО МНЕ НА СТРАНИЧКУ!