наталья крамарева
Рекомендации для педагогов ДОУ «Способы диагностики и развития внимания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей дошкольного возраста произвольно управлять сосредоточением сознания на предметах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстоятельствами:
-созревание мозга, приведшем к большому уравновешиванию
процессов возбуждения и торможения;
-развитие познавательных способностей ребенка : мышления, памяти,
восприятия, представления и воображения.
Отсюда следует, что если у здорового ребенка будут развиваться мыслительные операции:
-анализ,
-синтез,
-сравнение,
-классификация,
-группировка,
-обобщение,
Публикация «Рекомендации для педагогов ДОУ „Способы диагностики и развития внимания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-абстрагирование,
-конкретизация;
если ребенок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:
-повернуть,
-перевернуть,
-разрезать,
-раскрасить,
-перекрасить,
-сложить,
-свернуть и т. д. ;
если ребенок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме,
цвету и т. д. ,то его внимание будет развиваться нормально.
Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям.
Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности необходимо:
а) Развивать все его познавательные способности :
мышление: учить устанавливать причинно-следственные связи;
память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
восприятие: учить быстро точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);
представление: учить оперировать вторичными образами т. е. образами без наглядной основы;
воображение: учить создавать новые образы не базе известных.
б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:
быстро переключаться с одного предмета на другой;
успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;
развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;
совершенствовать объем внимания, т. е. увеличивать объем предметов, осознаваемых одновременно.
Отмечая объем внимания как характеристику психической активности, требующую совершенствования или развития, необходимо сделать одно замечание. Существует довольно распространенное мнение, что объем внимания - характеристика индивидуально фиксированная и, скорее всего, не поддается заметному регулированию с помощью тренировки.
Избирательность внимания, скорее всего, не нуждается в каком - то особом развитии, ибо представляет собой проявление потребностей и интересов личности, ее влечений и желаний и, следовательно, будет зависеть от изменений мотивационной сферы личности.
Предлагаемые ниже игры, задания и упражнения направлены на развитие и тренировку основных свойств внимания.
Вот некоторые упражнения на развитие внимания, которые я использую в своей работе:
"Что изменилось?".
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается
из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не
перекладывался на другое место.
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.
Картинки "Найди отличие".
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий. Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
1. К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений.
2. Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось).
3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных"на картинке.
4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами
5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также диагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире.
6. Задания на диагностику памяти и внимания : ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов. или их изображений. Например: После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы: - Какие предметы нарисованы на картинке? - Сколько вишен ты видел на картинке? - Что ты видел, ручку или карандаш? - Сколько конфет на картинке?
7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено: Ответь на вопросы: - Какие животные нарисованы на картинке? - Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? - Каких животных на рисунке два? - Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах? В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр., сосредоточенность и наблюдательность.
8. Задание на диагностику избирательности внимания :
В заключение хочу сказать, что лучшие друзья эффективного внимания :
-наличие осознанной личность цели деятельности;
-наличие плана деятельности;
-умение самостоятельно принимать решение;
-умение контролировать свои действия;
-умение оценивать свои действия;
-умение предвосхищать (предчувствовать, предугадывать) возможные результаты;
-умение быстро и точно ориентироваться в окружающем мире - наблюдательность;
-наличие желания выполнять то или иное действие.
Враги эффективного внимания :
1. Незнание эталонов, образцов, ориентиров, правил выполнения того или иного действия. Это приводит к сужению объема внимание, ухудшение способностей переключать и распределять внимание, так как субъект не знает, на основе чего себя контролировать.
2. Утомление- состояние сниженной работоспособности. Оно является следствием естественного истощения сил в результате интенсивной и продолжительной работы. По виду нагрузок выделяют физическое (мышечное, умственное, сенсорное (например, зрительное или слуховое, двигательное, позотоническое и некоторые другие виды утомления. К сожалению, учебная деятельность способствует развитию всех видов утомления. Симптомы: раздражительность, нервность, апатичность, чувство бессилия, иногда агрессивность, нежелание продолжать деятельность и неустойчивое, хаотичное внимание. Способы борьбы известны всем - это
отдых.
3. Монотония. Это состояние развивается вследствие однообразной или неинтенсивной деятельности, частого повторения скучных действий. У детей период привыкания к выполнению однообразных действий составляет 8-10 минут, затем: уменьшается скорость работы, увеличивается количество ошибок - главным образом из-за невнимательности. Причем, для состояния монотонии характерно "отключение"внимания, и действия осуществляются неосознанно.
Способы борьбы с монотонией : смена форм занятий, объяснение содержательной стороны занятий.
4. Стрессы. Стресс - это общая для различных ситуаций приспособительная реакция на воздействие экстремального фактора. Она проявляется в мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно отреагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. Причинами стресса могут быть любые ситуации, угрожающие как биологической цельности организма, так и психологическому статусу человека.
В первые моменты действия стрессора происходит увеличение эффективности интеллектуальной деятельности, в основном - за счет большей концентрации внимания. В дальнейшем ситуация меняется. Если действие этого фактора не прекращается, то стресс прекращается в дистресс, при котором резко снижается эффективность деятельности, в основном из-за снижения устойчивости внимания, трудностей с концентрацией,
переключением и распределение внимания.
Поэтому, строго говоря, отрицательно влияет на эффективность внимания не сам стресс, а слишком частые стрессы и дистрессы.
5. Сильные эмоции разрушают процессы сосредоточения сознания, внимание становится неустойчивым, уменьшается объем внимания, субъект не способен сконцентрироваться, погрузиться в задачу.
Для нормализации процессов внимания необходимо дать возможность человеку пережить эмоции, сделать данное переживание менее актуальным; при очень сильных положительных эмоциях, когда субъект может от радости сорвать занятие, лучшее средство: занять его физической деятельностью, например, послать его за мелом.
6. Сильные желания,как и сильные эмоции, разрушают процессы произвольного внимания. Человек совершает большое количество ошибок, так как перестает думать о том, что делает.
Для нормализации интеллектуальной деятельности можно предпринять следующее:
-подумать не только о плюсах, но и о минусах возможного результата;
-подумать о своих действиях в случае неудачи.
Проблема до конца не исследована, нуждается в дальнейшем исследовании, потому что сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на
невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.