Симакова Наталья
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания.
Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание (пассивное). Малыш узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи. Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем они сами начинают обращать внимание на что-то необычное, что ему еще не встречалось.
Публикация «Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Произвольное внимание у ребенка возникает тогда, когда ему нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете, с которым необходимо совершить какие-либо действия. Значительную роль тут играет психическое состояние малыша. Если он утомлен или болен, перевозбужден или находится в плохом настроении – все это все это может ослабить способность сосредоточиться и сконцентрироваться.
Тем не менее справедливым будет отметить, что в дошкольном возрасте дети отлично умеют концентрироваться, когда процесс контролируют взрослые, даже если занятие им не доставляет особого удовольствия. В 4-5 лет ребенок уже в состоянии понять, что ему необходимо довести дело до конца, даже если ему неинтересно. Он старается поскорее закончить с ним, поэтому намеренно концентрируется и не отвлекается.
Основной вид деятельности дошкольников — это игра, поэтому развивать устойчивость внимания у детей также лучше всего в игровой форме/ Можно пользоваться обычными пазлами, мозаикой или конструктором, которые также будут способствовать развитию моторики.
Главное важно помнить, что действовать должны от простого к сложному, обязательно соблюдать и сохранять правила (игры или упражнения) в памяти и совершенствовать самоконтроль.
Я приведу несколько примеров игр, с помощью которых можно развить произвольное внимание дошколят:
Игра «Запрещенное движение»
Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.
Игра «Топ-хлоп»
Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают.
Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».
Упражнение «Что изменилось?»
Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.
Упражнение «Кто в группе внимательный»
Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. (Например: Жила была девочка. мама сшила ей синюю шапочку и все стали её называть Синяя Шапочка; У зайчика была избушка ледяная, а у лисы лубяная; Шла Лисичка по дорожке и нашла скакалочку;.)
Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.
«Где чей домик?».
Интересная игра, известная многим с детства по журналам и комиксам для малышей. Для нее понадобится обычный листок бумаги, на котором нужно будет нарисовать несколько животных и их домики с ведущими к ним спутанными линиями. Малышу нужно будет провести пальчиком по линиям и обнаружить, где чей домик.