Татьяна Храпкова
Сценарий речевого досуга «В поисках сокровищ» для детей с ОНР подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать любовь к родному языку, пробудить интерес к познанию русского языка.
• Интеграция Развитие речи, Коммуникация, Познавательное развитие, Физическое развитие
Задачи:
• Развивать умение старших дошкольников объединяться для совместной деятельности, учить вступать в диалог и договариваться.
• Продолжать формировать умение слышать собеседников, учить спокойно отстаивать своё мнение.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закрепить ранее полученные знания
Материалы и атрибуты:
Публикация «Сценарий речевого досуга „В поисках сокровищ“ для детей с ОНР подготовительной логопедической группы» размещена в разделах
- В поисках сокровищ. Сценарии развлечений с пиратами
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пираты и сокровища
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
письмо Незнайки, разноцветные домики, коробочка для звуков, «деревья», плоскостная изба и плетень, пластмассовые буквы из игры "Азбука", игрушка «Репка», жемчужины, дорожки здоровья (спортивный инвентарь, зеркальце, аудиозаписи, магнитофон, книга «Толковый словарь».
• Ход мероприятия:
Воспитатель:- Ребята, сегодня утром мне передали письмо, и адрес написан нашего детского сада. Давайте мы его прочитаем.
«Дорогой ребята! Пишет вам Незнайка на Цветочного города. Я узнал великая тайну. Тайну о том, где спрятаны сокровища. Но сам отправиться на путешествие не могу. Сегодня улетаю за Луну, вернулся не скоро. Прошу отправиться на поиски, как можно скорее. Оставляю вам карта Сказочной страны. По дороге вас ждут испытания. Тот, кто справится, получит в награду жемчужину. Из них надо собрать буса. Когда бусы будут собраны, тогда вам откроется клад с сокровищами».
Воспитатель с детьми обсуждают текст письма, находят ошибки и исправляют их.
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь за сокровищами?
По «звуковой дорожке» дети подходят к домикам красного, синего и зеленого цвета.
Задание 1 «Звук заблудился»
На поляне весной
Вырос (з)уб молодой
(Дуб)
Сели в ло (ж)ку и –айда!
По реке туда-сюда.
(Лодку)
Куклу выронив из рук.
Маша мчится к маме-
Там ползёт зелёный (л)ук
С длинными усами.
(Жук)
Закричал охотник: «Ой!
(Д)вери гонятся за мной!»
(Звери)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно (в)рачей.
(Грачей)
Под берёзами, где тень
Притаился старый (д)ень.
(Пень)
Мама с (б)очками пошла
По дороге вдоль села
(Дочками)
Дети называют заблудившийся звук, дают ему характеристику, определяют его место в слове, называют цвет домика, в котором он должен жить.
Воспитатель: Молодцы, ребята, звуки определили правильно. Я предлагаю их взять с собой в путешествие и сложить в коробочку.
Дети: Мы не можем их взять с собой! Звуки мы не видим, а произносим и слышим. Слова состоят из звуков, если забрать один звук не получится слова.
Воспитатель: Вы правы и поэтому получаете жемчужину.
Теперь надо двигаться дальше, а путь наш лежит через дремучий лес, на краю которого стоит сказочная деревня.
Дети идут змейкой между импровизированных деревьев. Останавливаются возле избы. За плетнём огород. На грядках среди овощей «растут» буквы.
Воспитатель: Сказочная деревня, а вот из какой сказки попробуйте отгадать и написать отгадку.
Уродилась так огромна:
Не одна, а десять словно.
Дед, чтоб вытащить тот овощ,
Всех позвал себе на помощь.
Дети: Это сказка называется «Репка».
Воспитатель: Пойдёмте на огород, поможем тянуть репку!
Дети исполняют хоровод «Репка».
Деда репку посадил,
Репку поливали.
Деда репку посадил,
Выросла большая!
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Дед старался, дед устал,
Выдернуть не может!
Бабу дедушка позвал,
Пусть она поможет!
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Репку тянут, но она
Всё равно на месте!
Нужно внучку нам позвать,
Вырвем репку вместе!
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Жучка, к нам скорей беги! -
Все кричат собачке.
Вырвать репку помоги
Нам из этой грядки!
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Тянут репку вчетвером,
Только бесполезно!
Может, кошку позовём?
Позовём, конечно!
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Тянут-тянут, раз-два-три!
Все уже устали!
Мышка, мышка, может, ты
Помогать нам станешь?
Ой-ёй-ёй,
Как же выдернуть её?
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
С делом справимся любым,
Если дружим крепко!
Петь от радости хотим -
Выдернули репку!
Ой-ёй-ёй,
Будем есть теперь её!
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая
Ой-ёй-ёй,
Будем есть теперь её!
Ой-ёй-ёй,
Выросла большая.
Из множества букв, которые находят на грядках, дети находят нужные и выкладывают слово РЕПКА
Воспитатель: Ребята, давайте скажем какой выросла репка?
Подбор прилагательных в форме творительного падежа. Дети передают репку по кругу и произносят слова.
крепкой
большой
круглой
тяжёлой
сладкой
вкусной
желтой
хрустящей
полезной
сочной
гладкой
спелой
Воспитатель: Вы просто молодцы! Отгадали загадку, придумали столько слов. Еще одна жемчужина у нас в руках и мы идем дальше.
Дети проходят по ступенчатой дорожке и оказываются в стране Многозначных слов.
Воспитатель:
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
И. Токмакова
В этой стране живут слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Кто из вас услышал эти слова?
Дети: язычок, глазок, горлышко, ножки.
Воспитатель: У кого бывает язычок, глазок, горлышко, ножки?
Дети: Язычок у котёнка, горлышко у петушка, ножки у сороконожки и т. д.
Воспитатель: У чего бывает язычок, глазок, горлышко, ножки?
Дети: Язычок у колокольчика, горлышко у банки, ножки у тумбочки и т. д.
Воспитатель: Давайте мы придумаем предложения с этими словами.
Дети: Котенок лакал язычком вкусное молочко.
Светофор моргал желтым глазом. Лиса не могла достать кашу, у кувшина было узкое горлышко. Кот зажмурил глазки и притворился, что спит. И т. д.
Воспитатель: Вы придумали замечательные предложения и у нас с вами уже три жемчужины.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, нас ждут приключения!
Дети идут по следам, которые меняют направление. Сначала идут вперёд лицом, затем вперёд спиной.
Воспитатель:
Звучит здесь всё наоборот,
Тут скажут «тор», а значит «рот»
Сидит здесь на престоле
Враг пионерки Оли.
Мы с вами попали в Королевство…
Дети: кривых зеркал.
Воспитатель: И сейчас нас ждет новое испытание. Необходимо придумать слово с противоположным значением, сказать наоборот.
Дети передают «волшебное зеркало» друг другу и подбирают слова.
Говорить - молчать
Взять – положить
Найти – потерять
Уронить – поднять
Насорить –
Ложиться –
Мириться –
Помогать –
Смеяться –
Включать –
Хвалить –
Заснуть –
Разрешать –
Воспитатель: Мы всё ближе к заветной цели, ещё одна жемчужина у нас на нити.
Звучит фонограмма со звуком сильного завывания ветра.
Воспитатель:
Трусливый, глупый и без сердца
К волшебнику пришли за средством,
Которое могло бы сразу
Дать сердце, мужество и разум.
Добились все желанной цели,
Домой к себе вернулась Элли.
Где мы оказались? Как называется эта сказка?
Дети: «Волшебник Изумрудного города».
Воспитатель: Кто помнит имя волшебника?
Дети: Его звали Гудвин, мудрый Гудвин.
Воспитатель: Гудвин просит вас объяснить, что обозначают эти выражения, пояснить их смысл.
Голова на плечах –
Куринные мозги –
Семь пядей во лбу
Дрожит, как осиновый лист –
Ушла душа в пятки –
Не чувствовать ног под собой -
Горячее сердце –
Сердце не камень-
Добро творить - себя веселить.
Дети объясняют, воспитатель направляет ход рассуждения, поддерживает ребят.
Воспитатель: Задание Мудрого Гудвина вы выполнили на отлично и последняя жемчужина у нас в руках.
Звучит голос в записи: «Дорогие ребята, сокровище, которое вы искали, всегда с вами (дети удивлены и не могут догадаться) – это НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК! Любите его, берегите его, сохраняйте, дорожите им, познавайте его. Я дарю вам бесценную книгу «Иллюстрированный ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ русского языка» В. И. Даль.
Воспитатель: Какое неожиданное и загадочное путешествие было у нас! Давайте мы поблагодарим Великого волшебника за подарок и будем возвращаться в свой Детский сад.
Дети благодарят за подарок, звучит мелодичный перезвон и все оказываются вновь в группе.