Акавова Джаминат
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Такой интересный транспорт. Работники транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• систематизировать и обобщить знания детей о наземном и воздушном транспорте;
• обогащать словарный запас детей: существительными (машина, автобус, грузовик, шофер, водитель, кондуктор, остановка, билет, гараж, пилот, такси, самолет, вертолет, мотоцикл, велосипед, поезд);
• прилагательными (пассажирский, грузовой, наземный, воздушный, специальный, городской, железнодорожный);
• глаголами (ехать, сигналить, останавливаться, ломаться, ремонтировать, буксовать, стоять, лететь, взлетать, приземляться);
• определять на слух шумовые звуки транспорта;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
• формировать звукопроизношение дошкольников, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат и слуховое восприятие;
• учить детей группировать предметы по определенным признакам;
• делать слоговой анализ слов (машина, гараж, колесо);
• развивать мелкую моторику в логоритмических упражнениях, память, внимание, фонематический слух – выделение звука в слове, развивать логическое мышление;
Оборудование: карточки «загадки» с изображением транспорта, «Артикуляционные карточки», карточки с изображением машины, самолета, колеса и прочее для разбора звукового анализа слов; карандаши; карточки «Какой предмет лишний?»; игрушечные животные; карточки «Части транспорта»; игрушечный транспорт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Восп: Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями…
Сегодня нас с вами ждет интересное и увлекательное занятие.
На наших занятиях есть одно главное условие, мы все звуки и слова произносим четко, громко и правильно.
2. Основная часть.
Восп: Сегодня мы отправимся в путь,
Но, представьте себе, друзья, — не пешком.
Чтобы ездить, быстро летать,
Во что надо сесть девочкам и мальчикам? (в транспорт)
— А на чем мы будем путешествовать, мы узнаем, когда посмотрим на эти необычные карты. Чтобы их рассмотреть, надо на них подуть. (Дети дуют и называют транспорт).
— Обратите внимание, какая цифра изображена на ваших рисунках. (Дети называют от 1 – 4).
— Эти цифры определят, в какой последовательности и на чем мы будем путешествовать
(1 – легковой автомобиль; 2 – автобус; 3 – самолет; 4 – поезд;).
— Итак, мы с вами отправимся в путешествие на разных видах транспорта.
— Какой вид транспорта у нас под номером 1? (Легковой автомобиль)
— Молодцы, давайте представим себя пассажирами этого легкового автомобиля (показ картинки).
— Пока мы будем ехать, немного поиграем.
Говорить каждый привык
Имеет каждый из нас язык
Но не всех он привык слушаться.
А чтобы он стал послушным, мы сделаем несколько упражнений.
Артикуляционная гимнастика
«Трубочка». Воспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.
«Хомячок». Надувает хомяк щечки, Зерно держит он в мешочках.
Щечки мы надуем тоже, Вместе хомячку поможем.
«Лошадка» - вытянуть губы, приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
«Часики» - Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Самовар» - надуть щеки и выпускаем воздух со звуком пых.
— А давайте вспомним…
— Сколько колес у автомобиля? (у автомобиля 4 колеса)
— Кто управляет автомобилем? (автомобилем управляет водитель, шофер)
— Что может делать автомобиль? (автомобиль может ехать, стоять, ломаться, тормозить, буксовать, сигналить)
Едем дальше. На чем мы будем путешествовать?
Что у нас изображено на картинке номер 2? (автобус)
— Но, чтобы стать пассажирами автобуса, нам нужны билеты (дети получают билеты с изображением частей транспорта и делают слоговой анализ слов).
— Дети, а вы знаете кто такой «кондуктор»?
— А сейчас я стану «кондуктором» и проверю ваши билеты (воспитатель проверяет правильность выполнения заданий, и дети становятся пассажирами автобуса; садятся на стулья).
— А пока мы едем, посчитаем слова в предложении: (Пассажиры едут в автобусе. Самолет летит высоко. Корабль плывет).
Дидактическое упражнение – ВОПРОС-ОТВЕТ
(ты время не теряй, на вопрос быстро отвечай)
- Каким транспортом чаще всего путешествуют люди? (автобусом, автомобилем, самолетом, поездом)
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский)
- Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)
- Как называется транспорт, который перевозит людей по городу? (городской)
Физминутка (сейчас у нас остановка, будет у нас физкультминутка)
Самосвал
Жил на свете самосвал, (В кулачки- «взять в руки руль», выполнять круговые движения руками перед собой, Двигаться по кругу топающим шагом.)
Он на стройке побывал, (Остановиться, повернуться лицом в круг.)
Покатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: -Кто там? (Большие пальцы рук соединены с остальными пальчиками в кружочки и приставить к глазам «сделать бинокль».)
Он кирпич возил и гравий, (Повернуться друг за другом, двигаться по кругу топающим шагом- «машина поехала».)
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал, (Присесть. Перекаты вприсядку с одной ноги на другую, руки «с рулём» перед собой. Встать.)
Еле вылез самосвал.
Самосвал сигналит громко: ( Имитация сигнала машины: «Би-би-би»)
«У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь!» (Движение по кругу топающим шагом до своих мест.)
Воспитатель. — На чем мы будем путешествовать, транспорт под номером 3? (самолет).
— Чтобы стать пассажирами самолета нам нужно выполнить задание (дети получают карточки, в которых нужно определить «Что здесь лишнее?»; почему? (Дети объясняют).
— Ну что, занимайте свои места и представьте себя пассажирами этого самолета.
— Пока будем лететь, давай вспомним
-Кто управляет самолетом? (пилот, летчик, штурман)
— Что может делать самолет? (лететь, взлетать, приземляться)
— На чем еще можно летать, кроме самолета? (парашюте, ракете, вертолете, воздушном шаре)
Время пересесть на другой транспорт, транспорт у нас под номером 4? (поезд)
— Дети, а кто же управляет поездом? (Машинист)
— А кого и что можно перевозить поездом? (поездом можно перевозить пассажиров, грузы).
Воспитатель. Ребята предлагаю поиграть…
Ой, да это у поезда собрались люди и зверушки, и не могут разобраться в какой вагон им нужно сесть, давайте поможем им.
В 1 вагоне поедут люди, во 2 – птицы, а в 3 – поедут животные, помоги каждому сесть в свой вагон.
— Хорошо, молодцы, вот уже и наша остановка.
— Ребята, а какой транспорт помогает людям, когда они попадают в беду? (пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина)
3. Итог.
— Давайте вспомним, на каком транспорте мы отправились в путешествие? (на легковом автомобиле)
— А дальше путешествовали на чем? (автобусе, самолете, поезде, грузовике)
Дети находят эти виды транспорта.
— На каком транспорте вам больше всего понравилось путешествовать? Почему?
— Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
— Что вызвало трудности?
Восп. — Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями, были активными, внимательными, веселыми!
Ребята, а что за шум я слышу… Предлагаю пойти и посмотреть
В музыкальном зале возле центральной стены стоят разные машины и дорожные знаки.
Музыкальный руководитель встречает детей возле музыкального зала. Дети подскоками проходят в зал. Здороваются музыкально.
Муз. Рук : Ребята, а вы заметили, что в нашем зале что-то изменилось, появилось что-то необычное? Что же это (Ответы детей). Как вы думаете почему они оказались тут?
Муз. Рук : Мне кажется им нужна наша помощь, но без вас я не справлюсь. Я даже никак не пойму, что же случилось с машинами, попробуем разобраться вместе?
Дети: Да
Муз. Рук: Давайте разбираться. Перед тем как отправится в путь на транспорте внимательный водитель всегда проверяет состояние колес. И мы сейчас тоже проверим!
Дыхательная гимнастика «Насос»
Исходное положение: дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса.
Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». (3 раза).
Муз. Рук: Отлично справились. Вы сегодня утром пришли или приехали в детский сад?
Дети: (отвечают)
Муз. Рук: А дорогу вы видели?
Дети: Да.
Муз. Рук: А что вы видели на дороге?
Дети: машины.
Муз. Рук : А как вы поняли, что по дороге едут машины, ведь на улице было темно?
Дети: Услышали, как они едут, гудят, бибикают.
Муз. Рук: А давайте послушаем, как работают наши машины, вы их слышите?
Дети: (прислушиваясь) нет.
Муз. Рук: Что же с ними случилось? Когда мы не можем говорить?
Дети: Когда потеряем голос.
Муз. Рук: У каждого из нас есть свой голос — звук, по которому мы узнаем друг друга. Давайте напомним машинам, как они гудят, может это им поможет вспомнить свой голос. Вспомните и попробуйте погудеть, как легковая машина (дети гудят, а теперь подойдите к грузовым машинам и погудите, как они (дети гудят). Чем отличаются издаваемые звуки? (ответы детей) Как говорит папа, как говорит мама? Чем отличается звук их голосов? (голос низкий и высокий) Правильно, ребята. Запомните, окраска звука называется тембр. Повторим все вместе: тембр. Сейчас я предлагаю поиграть в музыкальную игру «Угадай чей сигнал». И я думаю, что наши машины сразу вспомнят свой голос.
Игра на развитие фонематического слуха «Угадай чей сигнал».
(Дети по звуку должны угадать транспорт и назвать его вид : мотоцикл, пароход, самолет, автомобиль, поезд, скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина).
Включается звук машин
Муз. рук: Ребята, у нас получилось, машины вспомнили свои сигналы.
Молодцы, ребята! Но ведь машины не только гудят, они еще и ездят по дороге. А с одинаковой ли скоростью они движутся? (ответы детей).
Все правильно вы говорите, и музыка бывает быстрая или медленная, это называется — темп. Повторим все вместе: темп.
Каких еще участников дорожного движения вы знаете? (пешеход, велосипед) Теперь давайте поиграем, разделимся на 3 команды: грузовые машины, легковые машины, и пешеходы. Двигается только одна команда в зависимости от темпа звучащей музыки, стараясь использовать тембр. Кто быстрее попадет в магазин.
Подвижная музыкальная игра «Какая машина едет».
Муз. рук: Ну что ребята, теперь наши машины могут отправляться в путь. А помочь им помогли музыкальные понятия, какие давайте еще раз их назовём. (Ответы детей). Тембр и темп. Молодцы!
Музыкальный руководитель прощается с детьми.
Воспитатель предлагает пройти в группу, подготовила для них раскраски