Елена Николаевна Радыгина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе
«Виды транспорта. История возникновения транспорта».
Цель: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Задачи:
Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о видах транспорта, кто ими управляет.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Виды транспорта, История возникновения транспорта“» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Формировать умение делить слова на слоги и определять их количество.
Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, смекалку и речевую активность, фонетический слух.
Упражнять в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды о транспорте, таблицы с транспортом, изображение картинок сказочных героев трёх поросят, картинки с изображением различных видов транспорта.
Предварительная работа:
Наблюдение за транспортом. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт». Раскрашивание раскрасок с изображением транспортных средств.
Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «На чём я путешествую»; «На воде, в воздухе, на земле».
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня отправимся в увлекательное путешествие. На чём могут передвигаться люди на различные расстояния?
Дети: на машине, на поезде и т. д.
Воспитатель: Как это можно назвать, одним словом?
Дети: Транспорт.
(Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрацию с изображением трёх поросят).
Воспитатель: К нам пришли ваши любимые сказочные герои. Давайте вспомним имена этих сказочных героев.
Дети: Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.
Воспитатель: Весёлые поросята очень любознательные. Они хотят знать, что мы знаем о транспорте? Расскажем поросятам? Я хочу рассказать вам, ребята, и нашим гостям, поросятам, историю возникновения различных видов транспорта.
Сейчас уже никого не удивляют машины и автобусы на дорогах, поезда, проезжающие по рельсам, самолеты в небе, вы знаете, что в космосе летают ракеты.
Сначала человек передвигался самостоятельно, пешком и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли домашние животные. Лошади, ослы, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и привозить небольшие грузы.
(показ слайда).
Воспитатель: Потом человек изобрел лодку, стал строить корабли из дерева, получил возможность плавать по рекам, морям.
(Показ слайда)
Воспитатель: Как называется этот вид транспорта?
Дети: Водный
Воспитатель: Потом человек изобрел воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека, груз и перенести на большое расстояние. Но управлять воздушным шаром было очень трудно. Он летел только туда, куда нес ветер.
(Показ слайда)
Как называется транспорт, который летает по воздуху?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда нес его ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрел двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
(Показ слайда).
Воспитатель: Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге?
Дети: Железнодорожный.
Воспитатель: Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
(Показ слайда).
Воспитатель: Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле?
Дети: Наземный.
Физкультминутка «Транспорт»
Идёт на взлёт, идёт на взлёт,
Винты вращая вертолёт (круги рукой над головой).
Идут туда (правой рукой показать влево)
Идут сюда (левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда (параллельное вращение рук по кругу)
И пароходы, корабли (соединить кисти рук треугольником)
Уходят в море от земли (движение рук вперёд от себя).
Воспитатель: Ребята, наши сказочные герои очень любят путешествовать. Вы должны догадаться, на чём любит путешествовать каждый из поросят! Послушайте их загадки.
1. Загадка от Наф-Нафа.
Была телега у меня, да только не было коня.
И вдруг она заржала, заржала и побежала.
Дети: Это машина.
2. Загадка от Нуф- Нуфа.
Железная птица в небе кружится.
По сигналу пилота на землю садится.
Дети: Это самолёт.
3. Загадка от Ниф-Нифа.
Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошёл!
Дети: Это пароход.
Воспитатель: Ребята, кто из вас запомнил какой любимый вид транспорта у Наф-Нафа? Ниф-Нифа? Нуф-Нуфа?
Дети: У Наф-Нафа - машина, у Нуф-Нуфа - самолёт, у Ниф-Нифа - пароход.
Воспитатель: Ребята, а наши гости Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф приготовили для вас игры на внимание и хотят посмотреть, как вы с ними справитесь. Поросята интересуются, а сможете ли вы поделить названия их любимых транспортов на слоги? И определить количество слогов в словах.
Игра «Подели на слоги».
Дети: Ма – ши - на, СА – мо - лёт, Па – ро - ход. (Дети делят слова на слоги и определяют количество слогов в них).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А ещё наши гости приготовили для вас другую игру. Она называется «Земля – воздух – вода».
Воспитатель: я буду называть виды транспорта, а вы будете показывать движения руками. При названии наземного транспорта – вы будете складывать руки прямо перед собой, изображая дорогу. При названии водного транспорта – показываем руками волны. При названии воздушного транспорта – показываем руками «крылья».
Воспитатель называет слова: корабль, самолёт, троллейбус, автобус, вертолёт, катер, такси, лодка, вертолёт, велосипед, дирижабль, ракета, трамвай, поезд, плот.
Воспитатель: Молодцы. Поросята приготовили очередное задание для вас. Вам нужно прослушать слова и правильно составить предложение.
Автомобиль – дорога - ехать;
Самолёт – небо – летит;
Катер – река – плывёт.
Воспитатель: Следующее задание «Логические задачки».
1. Летели по небу вертолёт и велосипед. Кто из них быстрее долетит?
2. Грузовик едет в гараж. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
3. Плывут по морю лодка и бульдозер, кто первым войдёт в порт?
Воспитатель: Поросята приготовили для вас таблички с видами транспорта. (Работа за столами с раздаточными таблицами).
(Классификация транспорта). Обведите в круг наземный транспорт красным карандашом, воздушный транспорт – синим карандашом, водный транспорт – зелёным карандашом.
Воспитатель: Но, ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Я буду показывать картинки с транспортом, а вы назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом.
Автобус (водитель автобуса);
Велосипед (велосипедист);
Мотоцикл (мотоциклист);
Скорая помощь (водитель скорой помощи);
Поезд (машинист);
Самолёт (лётчик);
Трактор (тракторист);
Кран (крановщик).
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?
Понравилось ли вам занятие?
Я думаю, что нашим сказочным героям тоже понравилось у нас в гостях.
Молодцы, ребята. Отлично справились со всеми заданиями.