Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Такой знакомый и незнакомый лёд»

в старшей группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Цель:

1. Систематизировать знания детей о свойствах льда : холодный, твёрдый, гладкий, скользкий, блестящий, прозрачный, бесцветный.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Такой знакомый и незнакомый лёд“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах

2. Дать представление об айсбергах.

3. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

4. Познакомить с правилами обращения со льдом.

Словарная работа:

Гололедица, прорубь, айсберг.

Оборудование:

Ёмкости со льдом, по формочке с водой, стакану с водой на каждого ребенка, салфетки, глобус, ноутбук; проектор; презентация.

Ход занятия.

1. Беседа «Такой знакомый лёд».

Отгадайте загадки:

Не драгоценный камень, а светится. (Лёд).

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лёд).

Прозрачный как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд).

- Догадайтесь, судя по загадкам, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? Давайте посмотрим на него (внести кубики льда и раздать детям).

- Ребята, потрогайте лед и скажите: какой лёд? ( Вывод: лед холодный, твердый, гладкий, бесцветный).

- Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (Выслушать ответы детей, а затем показать лед с предметом внутри)

- Таким образом, в результате нашего исследования, что мы вспомнили про лёд? (Лед холодный, твердый, гладкий, бесцветный, прозрачный).

- Вспомните, как мы наблюдали за появлением на лужах первого хрупкого льда.

- Расскажите, что происходило с водой в лужах, и во что она превращалась в начале зимы? (Вода замерзала и превращалась в лёд).

- Почему нам удавалось проткнуть корочку льда палочкой? (Корочка была тонкой).

- Почему в начале зимы мы рассматривали через лёд замёрзших луж листья, лежащие на земле? (Лёд тонкий и прозрачный).

- Почему иногда на улице становится скользко? (Если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололедица).

- Попробуйте объяснить это явление. (Гололедица – это отложение льда на любых открытых поверхностях в результате понижения температуры)

Запомните, что во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до нуля градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. В это время из снега легко можно лепить фигурки зверей, сооружать крепости, делать снежную бабу. Но вот ночью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. На плотном снежном покрове образовалась корка льда. И тогда по радио и телевидению в сводке погоды передают, что ожидается гололедица. Тут уж берегите руки-ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте особенно осторожны в это время.

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы не было скользко? (Посыпать песком).

- Что изменилось на реке по сравнению с летом. (Реки от мороза покрылись толстой ледяной коркой. Прозрачная вода видна только в проруби, которой люди не дают замерзнуть, прорубая её регулярно).

- Что такое прорубь? (Прорубь это отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма (реки, озера, пруда и т. п.).

- Для чего нужны проруби на реке зимой? ( Рыбы могут погибнуть от недостатка воздуха: через лёд воздух не проходит).

Ребята, из-за того, что вода зимой замерзает, на реках, озерах лед считается шубой для подводных жителей. На дне рек, прудов, озер под ледяной крышей происходит много интересного. Лед – это своеобразное одеяло – под таким толстым и прозрачным покрывалом подводным жителям не страшен никакой мороз. Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое замерзло бы и погибло.

- Скажите, сосулька - тоже ледяная?

- Как она образуется? (Сосулька - это замёрзшая вода. Снег на крыше тает постепенно, потому что солнышко его нагревает, водичка с крыши начинает капать по капельке, но когда солнышко садится, воздух становится холоднее и водичка начинает замерзать. Но нагретая за день крыша остывает не сразу, снег на ней ещё какое-то время тает, хотя те капельки, что собрались упасть с крыши, уже замёрзли и превратились в лёд. Капельки бегут по этому льду и сразу остывают и замерзают. Вот так медленно растут сосульки

Запомните, что свисающие сосульки представляют опасность для жизни человека, поэтому всегда старайтесь обойти это здание стороной).

- Многие из вас посещают с родителями каток.

- Расскажите о катке, подтвердите, что лёд на катке гладкий, скользкий и блестящий. (Каток — ровная ледяная поверхность для катания на коньках).

2. Физкультминутка по стихотворению «На коньках»

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

(Руки держим за спиной, делаем скользящие движения ногами в стороны, как будто катимся на коньках — так двигаемся по комнате)

Рукавицы на руках,

(Останавливаемся. Согнутые в локтях руки ставим перед своим лицом ладошками на себя — сначала одной, потом другой рукой «надеваем» рукавички, обхватывая противоположной ладонью руку и двигая её вниз от кончиков пальцев до запястья)

Шапка на макушке…

(Вытягиваем прямые руки вверх над головой, затем опускаем их вниз, сгибая в локтях и сжимая кулачки — «надели шапку»)

Раз-два! Вот и поскользнулся…

(Снова «поехали на коньках» — руки за спиной, делаем скользящие движения одной и другой ногой, затем останавливаемся, поднимаемся на носочки и походим немножко на носочках, переваливаясь из стороны в сторону, — как будто пытаемся удержать равновесие)

3. Беседа «Такой незнакомый лёд»

- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике (показать на глобусе Арктику и Атлантиду) и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?

- Хотите проверить? Давайте возьмем кусочки льда и опустим их в воду.

- Что происходит? Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому айсберги тоже не тонут.)

Давайте посмотрим, какие бывают айсберги.

Айсберги незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6 – 12 лет, постепенно тают, делятся на более мелкие части.

- Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги представляют опасность для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

4. Правила обращения со льдом.

- А вы знаете, что необходимо осторожно обходится со льдом?

- Скажите, можно ли брать лед в рот? Почему? (Нет, он холодный).

- А еще льдом нельзя кидаться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Нельзя ходить по льду на реках! Почему? (Можно провалиться).

- Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему? (Лед скользкий, можно поскользнуться и упасть).

5. Экспериментирование.

- Ребята, я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а цветной, как в сказке. (Показать образец).

- Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (Ответы детей).

Возьмите кисточки, обмакните в краску любого цвета и покрасьте воду в формочке. Мы вынесем ваши формочки на улицу, и посмотрим, что произойдет.

- Что же произойдёт с водой в формочках? (Ответы детей).

А мы с вами наши цветные льдинки развесим на участке.

6. Итог.

Дополните моё предложение.

- В результате нашего исследования мы вспомнили, что лёд бывает (Холодный, твердый, гладкий, прозрачный)

- Отложение льда на дорогах, тротуарах, дорожках, крышах в результате понижения температуры после оттепели называется (Гололедица).

- Прорубь - это (Отверстие, прорубленное в ледовом покрытии реки, пруда, озера).

- Огромные горы льда, плавающие в море, называются (Айсбергами).

Расскажите правила обращения со льдом.

Лёд нельзя брать в рот!

Льдом нельзя бросаться!

Нельзя ходить по льду на реках!

Аккуратно ходи по улицам, смотри под ноги. Если видишь лёд – ступай осторожно, а лучше обойди!

Будь осторожен, если увидишь сосульки, свисающие с крыши: обойди это здание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в группе детей с ЗПР «Я — дачник» .

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ЗПР «Безопасность на дороге»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ЗПР «Безопасность на дороге» Цель: Знакомить с правилами дорожного движения, расширять кругозор, дать представление об опасностях, встречающихся на дороге. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Закружились, полетели вихри, вьюги и метели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар» Конспект НОД по познавательному развитию («исследование и эксперименты») в старшей группе д/с Тема : «Лёд, вода, пар» Интеграция образовательных.

Трудовая акция. Конспект занятия по познавательному развитию «Моя помощь птицам зимой» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 13:48
+337Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Кириллова Тамара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД