Исаева Патимат
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по речевому развитию
Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе)
Воспитатель старшей группы МБДОУ №63:
Исаева Патимат Ильясовна
Цель: Развитие речи детей, активизация словаря, расширять представления о природе.
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе „Сюжетные рассказы о природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Задачи: Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать умение составлять рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения, выразительно передавать своё эмоциональное отношение к объекту.
Материал к занятию: Нарисованные деревья на стройках, сухие листья, полянка из зелёной ткани, игрушка – ёжик, рисованная сорока, шишки, магнитофонная запись голоса сороки и мелодии «В мире животных» и «В лесу родилась ёлочка».
Предварительная работа: прогулки по школьному саду и в детском саду. Наблюдения за птицами, беседы о зимующих и перелётных птицах, чтение и пересказы рассказов о природе Чарушина, Г. Скребницкого, Пришвина,
В. Бианки, Н. Сладкова и др., рассказывание сказок о животных и растениях. Составление рассказов по картинкам и из личного опыта, придумывание сказок о природе.
Ход НОД:
Звучит мелодия «В мире животных».
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не просто занятие, а прогулка по парку. Представьте себе, что это у нас не группа, а настоящий парк. Как вы думаете, какое время года сейчас в парке?
Дети: Осень.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети (перечисляют признаки осени): Опали листья, стало холоднее, на деревьях мало листьев.
Воспитатель: Как можно сказать об осени, какая она?
Кто расскажет стихотворение об осени?
Ребёнок читает стихотворение «Облетают листья с клёна…»
Воспитатель (читает стих.): Мягко стелет перед нами
Свой ковёр осенний сад.
Шелест листьев под ногами,
Это значит?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Посмотрите, ребята какой я нашла листик. Какого он цвета? Что можно сказать об этом листике? (ответы детей)
Послушайте, ребята, я расскажу вам историю этого листика:
«Жил-был листик на веточке дерева вместе со своими братьями и сёстрами, такими же листиками, как и он сам. Был он зелёный, молодой, свежий. Весело шелестели листики на веточках, но вот наступила осень. Задрожали листики на дереве от холода. И решили листочки перекраситься в тёплые цвета, чтоб стать похожими на солнышко, может быть от цвета им станет теплее. Как решили, так и сделали: стали листочки жёлтыми, красными, оранжевыми. Развеселились листочки. Но недолго радовались они ярким раскраскам. Подул сильный холодный ветер. Трудно стало листочкам держаться за веточки. Отпустили они веточки и полетели куда глаза глядят, подгоняемые ветром. А когда затих ветер, опустились листики на землю. Лежать и тихонько переговариваются, шелестят под ногами, успокаивают ребят: «Не печальтесь, дети» - говорит листик, - придёт весна и на деревьях вырастут новые зелёные, свежие, молодые листочки».
Воспитатель: Ну как, ребята, понравился вам рассказ?
Воспитатель (показывает листик ивы): Ребята, вы знаете с какого дерева этот листик? Давайте посмотрим на это дерево. Как оно называется? Какое это дерево по характеру: грустное или весёлое? Правильно, грустное. Как ещё можно сказать про ивушку: какая она? (печальная, плакучая).
Правильно, в народе ивушку так и называют: плакучая.
Ну-ка давайте послушаем, что говорит ивушка, а потом вы мне расскажете о ней.
Звучит спокойная, печальная музыка. Дети слушают.
Затем один ребёнок рассказывает рассказ об ивушке.
Воспитатель: Молодец …! Интересный рассказ получился. (вопросы к детям 1-2 по рассказу). Ну а теперь пошли дальше по парку.
Смотрите, какая ёлочка стоит. Скоро Новый год, давайте пройдём хороводом вокруг ёлочки.
Дети идут вокруг ёлочки под негромкую мелодию песни «В лесу родилась ёлочка».
Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это там под ёлкой спрятался?
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Тише, ребята, а то ёжика разбудим. Вы знаете, что делают ёжики зимой?
Дети: Спят, впадают в спячку, как медведи.
Воспитатель: Давайте загадаем про ежа загадки. Кто знает загадки про ёжика?
Дети загадывают 2-3 загадки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете для чего ёжику иголки?
Дети отвечают…
Воспитатель: Правильно, ёжику иголки нужны, чтобы защищаться от своих врагов. Захочет его кто-нибудь съесть, свернётся ёжик клубочком, торчат иголки во все стороны, никак не достать ежа.
Ребята, кто хочет придумать и рассказать рассказ про ёжика?
1-2 ребёнка рассказывают про ежа.
Воспитатель: Какие хорошие рассказы получились. Запомните их, ребята, потом расскажете своим мамам, папам…
Смотрите, какая красивая птица прилетела! Кто знает, как называют эту птицу?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Правильно. Смотрите, сидит сорока на дереве и что-то нам рассказывает. Обратите внимание раскраску её оперенья. Какая она красивая! Какая она?
Дети описывают сороку.
Воспитатель: Интересно, о чём это она трещит. Наверно, она рассказывает, что приближается зима. Кто хочет рассказать о сороке?
Один ребёнок рассказывает о сороке.
Воспитатель: Хороший рассказ. Ребята, вы заметили, как быстро трещит сорока. Недаром, если кто-то много и быстро говорит, то про такого человека говорят: «Трещит, как сорока!»
Воспитатель: Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали. А теперь поиграем в игру «Чьи детки».
Воспитатель показывает предмет, дети угадывают с какого дерева он.
(веточка ивы, лист тополя, шишка с ёлки, семена-крылатки с ясеня)
Воспитатель: Мы долго ходили по парку, устали, давайте отдохнём. Усаживайтесь поудобнее на полянке. Вот посмотрите бревно. Дерево стало старое сухое, его спилили, но оно продолжает жить в другом виде: на нём можно посидеть как на скамеечке.
Давайте вспомним, что интересное мы увидели и услышали в парке.
Дети вспоминают всё о чём говорили на занятии.
Воспитатель. Молодцы, ребята, все были внимательны и хорошо запомнили рассказы. Когда вернёмся в нашу группу, мы запишем наши рассказы о нашей прогулке и прочитаем всем в саду и дома, чтобы все радовались природе и берегли её.
Ну, вставайте, ребята, возвращаемся в сад. По пути домой давайте соберём букеты осенних листьев и украсим ими группу. До свидания, парк!