Брыкалова Нина
Конспект по речевому развитию в старшей группе детского сада «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: развитие речи
Возрастная группа : старшая группа
Тема: «Посуда» (по сказкам К. И. Чуковского)
Цель: обогащение активного словаря
Программное содержание
Образовательные задачи: обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей.
Публикация «Конспект по речевому развитию в старшей группе детского сада „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивающие : развивать и коррегировать речевые навыки детей при употреблении предложений с местоимениями – мой, моя, мое; образовывать качественные прилагательные; развивать диалогическую речь детей старшего дошкольного возраста; познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Воспитательные: формировать интерес к художественной литературе
Предварительная работа: Чтение произведений К. Чуковского «Федорино горе», «Муха Цокотуха». Словарная работа: посуда, поднос, сковорода, хлебница, половник, бокал, солонка, ваза, конфетница.
Материалы и оборудование: предметы посуды (чайник, поднос, половник, кастрюля, сковорода, хлебница, масленка, ложка, вилка, нож, чашка, стакан, бокал, блюдце, тарелка, салатница, солонка, ваза, конфетница).
Ход деятельности:
I. Организационный момент
Гости в группе (дети подготовительной или средней группы). Входят дети с посудой в руках, ставят поочередно посуду на стол, составляя при этом словосочетания с местоимениями: мой, моя, мое. Например: «Это мой чайник». Садятся на места.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Педагог: :
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.
Вы говорили мне, что здравствуй, лучшее из слов!
Если скажешь, здравствуй, значит… (будь здоров)
- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.
Игра «Назови ласково»
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как назвать одним словом все то, что вы принесли сюда?
Дети: Посуда.
Педагог: Правильно!
Жила-была посуда : (показывает на посуду)
Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой,
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.
II. Основная часть занятия
1) Сообщение темы.
Педагог: Сегодня мы поговорим о посуде. Попробуйте, ребята, угадать из какого произведения я сейчас прочту вам отрывок (читает отрывок из произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Дети: «Федорино горе».
Педагог: А кто написал это произведение?
Дети: Писатель К. И. Чуковский.
Педагог: Как вы думаете, почему это произведение называется «Федорино горе»?
Дети: варианты ответов
Педагог: Для чего же человеку нужна посуда?
Дети: варианты ответов.
Педагог: Предметов посуды очень много : из одной пьют чай, кофе, из другой едят суп, макароны, котлеты… Поэтому всю посуду принято делить на группы… Как они называются?
Педагог: Чайная и столовая. Посуду изготавливают из различных материалов: глины, дерева, металлов, стекла, хрусталя…
Вот, посмотрите, у меня в руках ложка из дерева – это деревянная ложка,
Ложка из дерева - деревянная
Чайник из металла - металлический
Стакан из стекла - …
Ложка из серебра - …
Тарелка из пластмассы - …
Чашка из глины - …
Бокал из хрусталя - …
Кружка из железа - …
Нож из пластмассы - …
Молодцы! А теперь немножко отдохнем.
2) Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)
Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают «замочек»,
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг).
Педагог: Сегодня мы говорим о посуде, и я прочитала вам отрывок и произведения К. И. Чуковского «Федорино горе». Вам понравилось?
Дети: Да.
Педагог: А вы любите слушать сказки?
Дети: Да.
Педагог: Хотите, я прочту вам еще один отрывок, но уже из другого произведения, его тоже написал К. И. Чуковский?
Дети: Да.
Педагог: (читает начало произведения К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»).
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Как называется это произведение?
Дети: Муха Цокотуха.
Педагог: А кто из вас вспомнил, какая посуда была у Мухи Цокотухи?
Дети: Самовар, чашки, стаканы.
Педагог: Да, гостей у мухи было много, а вот посуды было маловато. Я предлагаю вам сегодня разыграть продолжение этой истории. Итак, решила муха пойти снова на базар… Давайте покажем и расскажем, что же было дальше (дети занимают места, согласно сценарию, девочка – Муха Цокотуха обходит по очереди продавцов, вступая с ними в диалог)
Педагог:
Муха, Муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Снова по полю пошла,
Снова денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И смекнула…
Муха Цокотуха:
Ну, зачем мне самовар?
Чаем всех я напоила,
Пообедать я решила.
Нужно мне теперь купить
Кастрюлю, чтобы суп варить…
Продавец 1:
Половник или поварешку,
Чтобы было чем налить…
Муха Цокотуха:
Я куплю сковороду,
Чтобы жарить в ней еду.
Продавец 2:
Хлебницу еще купите
Дома хлеб в нее сложите.
Продавец 3:
И масленочку купите
В нее масло положите.
Муха Цокотуха:
Ложки, вилки и ножи
Тоже очень мне нужны.
Продавец 4:
Вы купили бы тарелки,
Чтобы суп туда налить
И котлеты разложить.
Продавец 5:
Вам салатница нужна,
Посмотрите, вот она.
Муха Цокотуха:
Соль в солонку положу,
Я сегодня в магазине
Покупала апельсины.
Продавец 6:
Фрукты вы помойте сразу
И кладите прямо в вазу.
Муха Цокотуха:
И, наверно, на десерт,
Я куплю себе конфет.
Продавец 7:
Вот конфетница, возьмите
И конфеты положите.
Продавец 8:
Всю посуду, без вопросов,
Вы поставьте на подносы.
Муха Цокотуха:
Вам спасибо от души,
Дорогие продавцы!
Буду я теперь опять
Всех обедом угощать!
(Все дети остаются на местах)
III. Итог
Педагог:
Уважаемые гости,
Вы увидели сейчас,
То, как Муха Цокотуха
Пообедать собралась.
Была куплена посуда
От тарелочки до блюда.
Вам спасибо! Всем привет!
(Вместе с детьми) Приглашаем на обед!