ирина жел
Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, поможет найти ответы на свои многочисленные вопросы. Остановимся на одном из исследовательских проектов, который называется «Наша вода -волшебница!».
Публикация «Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Занятия по развитию речи и экспериментированию пробуждают чувства ребенка, позволяют организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.
Вид проекта: социально-исследовательский.
Срок реализации: 1 месяц
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта: обогащение активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
1. Развивать ведение конструктивной беседы, коммуникативные навыки желание пользоваться специальной терминологией, в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Развивать поисковую деятельность, инициативу, творчество по теме «Живая вода».
3. Формировать исследовательские умения и навыки.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Реализация проекта «Наша вода-волшебница!».
Этапы реализации проекта Задачи Формы работы
Подготовительный Познакомить участников проекта с его проблемой, целью, задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды. Воспитатель: - Анализ и сбор научно-методической литературы.
- Составление плана – графика реализации основных мероприятий проекта.
Родители: - Родительское собрание «Участие в проекте «Живая вода».
- Создание мини – лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности
Основной Обеспечить развитие образовательной среды по формированию речевой и исследовательской деятельности старших дошкольников. Воспитатель: - Занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим «Неживая природа – вода»; «Охрана рек и озер родного края»
- Рассматривание иллюстраций, картин, беседы, чтение познавательной литературы, наблюдение.
- Викторина «Водичка – в клеточку и в строчку».
Дети: - Исследовательская деятельность детей в мини – лаборатории.
- Конкурс чтецов «Мир воды».
Родители: - Консультация по формирования экологической культуры дошкольников.
Заключительный Оценить результативность реализации проекта. Воспитатель: - Беседа с детьми о реке Урал.
- Представление результатов проекта на педагогическом совете.
Дети: - Конкурс сказки «Волшебница вода».
Родители: - Совместная презентация «Береги и охраняй воду».
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде Закладываются основы бережного отношения к природным ресурсам, развивается коммуникабельность, популяризация экологических знаний о воде.
Беседа с детьми о реке Урал
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о географических данных реки Урал.
2. Расширять словарный запас и активизировать новые слова и обороты речи углублять знания детей о реке.
3. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
4. Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности : формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы.
5. Развивать любознательность, желание узнавать новое.
6. Воспитывать любовь к Родине, стремление защищать и сохранять природные богатства России.
Предварительная работа:
1. Чтение легенд о реках и озёрах Южного Урала.
2. Беседа с детьми.
3. Показ иллюстраций, фотографий.
4. Разгадывание кроссвордов.
5. Рассматривание и изучение на глобусе и карте территории страны и нашего края.
6. Чтение литературы о родном крае.
7. Разучивание стихотворений.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, оборудование для экспериментов, вырезанные из картона капельки воды.
Ход занятия:
- Ребята, проходите в зал, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь, пожалуйста, проходите на свои места.
- Мы сегодня с вами побеседуем о нашем крае.
Слайд 1 (Карта России). - Ребята скажите, как называется наша страна? (ответы детей). Прекрасна её природа, сказочно богата лесами, полями, реками. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором живём мы. Это наш родной край, это наша Родина.
Слайд 2 (фото Уральского края) - Кто знает, как называется наш край? (ответы детей)
- Почему наш край называется Уральским? (ответы детей).
-Есть замечательное стихотворение нашего уральского поэта Сергея Васильева «На Урале». Я вам предлагаю послушать отрывок из этого стихотворения. Пожалуйста, Роман, расскажи нам.
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла?
Как музыка, летящий над страной,
С железных гор от быстрых рек с Урала
Горы Южного Урала дарят вам свои хребты
Ведь вершин осталось мало
Что не покорили вы.
Слайд 3 (Карта р. Урал)
-Посмотрите на карту Уральского края, через всю территорию края протекает река.
-Где берет начало река Урал? (В горах Урал-тау).
- Как называется то место, где начинается река? (Исток) Обращаем внимание детей на карту, где загорается точка начала реки.
- Вспомните, как называется путь, дорога по которому течет река? (русло)
-В какое море впадает река Урал?
- Как это место называется?
- Обратите внимание на карту, вы видите тонкие синие линии, которые стремятся к реке Урал. Как эти линии называются?
- Какие притоки имеет Урал? (Гумбейка, Б. Кизил, Иртек, Орь Другие притоки, смотрите на карте).
- Отгадайте загадку:
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся. (Берега)
- У каждой реки есть берега – правый и левый. Например, наш город Магнитогорск расположен и на правом и на левом берегу Урала. Найдите на карте наш город. (Просмотр слайда)
- Посмотрите какой огромный путь проделывает река. История реки очень древняя, о ней сложено много красивых легенд.
Слайд 4 (фото черно-белое реки Яик)
- Как раньше называлась наша река?
- Издавна люди селились по берегам больших рек, создавали там города и села. Почему? (ответ детей : источник пресной воды, промысел рыбы, проезд по реке, провоз грузов, орошение земли).
Слайд №5-9 (фото въезда в город Оренбург, Верхнеуральск, Орск, Новотроицк, Магнитогорск)
- Посмотрите и назовите, сколько красивых городов по берегам реки построили люди! (просмотр слайдов)
- Это только крупные города, есть еще небольшие города, деревни, села.
- Сейчас мы с вами совершим прогулку на теплоходе по реке Урал. Занимай те места (дети садятся на стулья напротив экрана). Внимание на экран! Беседа об обитателях реки Урал.
Слайд № 10 - Самая хищная рыба. Ответы детей (щука)
- Самая колючая рыба (ёрш).
- Эта рыба имеет полосатую окраску, красные плавники (окунь).
- Эта рыба бывает трёх видов золотой, серебристый, обыкновенный (карась).
- Кто всегда пятиться назад? (Рак)
- Каких вы еще знаете обитателей реки Урал? (линь, судак, плотва, и др.). Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Физминутка
- Я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные исследователи». Вы хотите узнать, откуда берутся реки?
Слайд №11
Эксперимент №1 «Откуда берется река?»
В большой пластмассовой ёмкости проделать отверстие и просунуть в него грушу с водой.
-А теперь представьте себе, что груша с водой это подземная кладовая воды, ёмкость – это поверхность земли, а отверстие-место, где вода из-под земли вырывается наружу. Надавливаем на грушу, вода начинает бить вверх, и заполняет ёмкость. (Воспитатель демонстрирует опыт и предлагает 2-3 детям нажать на грушу). Итак, река появляется из-под земли.
Эксперимент № 2 «Почему река движется»
- Почему река движется? Проведем следующий опыт. Плотно соедините ладони «лодочкой». (Воспитатель наливает из чайничка воду в ладони детей и проговаривает свои действия.) – Ребята, вода движется или стоит неподвижно? Давайте наклоним ладони. Что происходит с водой? Итак, в природе реки текут там, где уклон.
Эксперимент №3 «Бензин в реке».
- Дети, а чем рыбы дышат? (воздухом, растворённым в воде). Что может произойти с рыбами, если в реку попадут бензин, мазут или масло? Давайте посмотрим, что будет с водой (в стаканчик с водой каждый ребенок капает масло из пипетки) Что произошло с водой? (ответы детей).
-Правильно, масло образует плёнку на поверхности воды. Итак, воздух не поступает в воду, и рыбы могут погибнуть.
Эксперимент №4 «Очищение воды».
-Как человек может помочь реке и рыбам, которые в ней живут? (не бросать мусор на берегу реки, не выбрасывать в реку удобрения, не мыть в реке машины, устанавливают фильтры и т. п.). Предлагает очистить воду через фильтр. (Участвуют дети индивидуально). Итак, необходимо устанавливать очистительные фильтры.
Кроссворд
- Ребята, я предлагаю разгадать кроссворд, и закрепить знания о реке Урал.
Вопросы к кроссворду:
1. Как называется место, куда впадает река? (Устье)
2. Как называется путь, дорога по которому течет река? (Русло).
3. С помощью чего дышат рыбы? (жабры)
4. С помощью чего очищают воду? (фильтр).
- Настя, что тебе запомнилось (понравилось, нового узнал и т. д.)
- Ребята, возьмите частичку реки Урал – капельку и подарите нашим гостям.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
2. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О. С. – М. : Просвещение, 1993.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2014г.
6. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
7. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.