Получи документы

Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности

ирина жел
Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, поможет найти ответы на свои многочисленные вопросы. Остановимся на одном из исследовательских проектов, который называется «Наша вода -волшебница!».

Публикация «Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности» размещена в разделах

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Занятия по развитию речи и экспериментированию пробуждают чувства ребенка, позволяют организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.

Вид проекта: социально-исследовательский.

Срок реализации: 1 месяц

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Цель проекта: обогащение активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

1. Развивать ведение конструктивной беседы, коммуникативные навыки желание пользоваться специальной терминологией, в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Развивать поисковую деятельность, инициативу, творчество по теме «Живая вода».

3. Формировать исследовательские умения и навыки.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Реализация проекта «Наша вода-волшебница!».

Этапы реализации проекта Задачи Формы работы

Подготовительный Познакомить участников проекта с его проблемой, целью, задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды. Воспитатель: - Анализ и сбор научно-методической литературы.

- Составление плана – графика реализации основных мероприятий проекта.

Родители: - Родительское собрание «Участие в проекте «Живая вода».

- Создание мини – лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности

Основной Обеспечить развитие образовательной среды по формированию речевой и исследовательской деятельности старших дошкольников. Воспитатель: - Занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим «Неживая природа – вода»; «Охрана рек и озер родного края»

- Рассматривание иллюстраций, картин, беседы, чтение познавательной литературы, наблюдение.

- Викторина «Водичка – в клеточку и в строчку».

Дети: - Исследовательская деятельность детей в мини – лаборатории.

- Конкурс чтецов «Мир воды».

Родители: - Консультация по формирования экологической культуры дошкольников.

Заключительный Оценить результативность реализации проекта. Воспитатель: - Беседа с детьми о реке Урал.

- Представление результатов проекта на педагогическом совете.

Дети: - Конкурс сказки «Волшебница вода».

Родители: - Совместная презентация «Береги и охраняй воду».

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде Закладываются основы бережного отношения к природным ресурсам, развивается коммуникабельность, популяризация экологических знаний о воде.

Беседа с детьми о реке Урал

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о географических данных реки Урал.

2. Расширять словарный запас и активизировать новые слова и обороты речи углублять знания детей о реке.

3. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

4. Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности : формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы.

5. Развивать любознательность, желание узнавать новое.

6. Воспитывать любовь к Родине, стремление защищать и сохранять природные богатства России.

Предварительная работа:

1. Чтение легенд о реках и озёрах Южного Урала.

2. Беседа с детьми.

3. Показ иллюстраций, фотографий.

4. Разгадывание кроссвордов.

5. Рассматривание и изучение на глобусе и карте территории страны и нашего края.

6. Чтение литературы о родном крае.

7. Разучивание стихотворений.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, оборудование для экспериментов, вырезанные из картона капельки воды.

Ход занятия:

- Ребята, проходите в зал, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь, пожалуйста, проходите на свои места.

- Мы сегодня с вами побеседуем о нашем крае.

Слайд 1 (Карта России). - Ребята скажите, как называется наша страна? (ответы детей). Прекрасна её природа, сказочно богата лесами, полями, реками. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором живём мы. Это наш родной край, это наша Родина.

Слайд 2 (фото Уральского края) - Кто знает, как называется наш край? (ответы детей)

- Почему наш край называется Уральским? (ответы детей).

-Есть замечательное стихотворение нашего уральского поэта Сергея Васильева «На Урале». Я вам предлагаю послушать отрывок из этого стихотворения. Пожалуйста, Роман, расскажи нам.

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла?

Как музыка, летящий над страной,

С железных гор от быстрых рек с Урала

Горы Южного Урала дарят вам свои хребты

Ведь вершин осталось мало

Что не покорили вы.

Слайд 3 (Карта р. Урал)

-Посмотрите на карту Уральского края, через всю территорию края протекает река.

-Где берет начало река Урал? (В горах Урал-тау).

- Как называется то место, где начинается река? (Исток) Обращаем внимание детей на карту, где загорается точка начала реки.

- Вспомните, как называется путь, дорога по которому течет река? (русло)

-В какое море впадает река Урал?

- Как это место называется?

- Обратите внимание на карту, вы видите тонкие синие линии, которые стремятся к реке Урал. Как эти линии называются?

- Какие притоки имеет Урал? (Гумбейка, Б. Кизил, Иртек, Орь Другие притоки, смотрите на карте).

- Отгадайте загадку:

Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся. (Берега)

- У каждой реки есть берега – правый и левый. Например, наш город Магнитогорск расположен и на правом и на левом берегу Урала. Найдите на карте наш город. (Просмотр слайда)

- Посмотрите какой огромный путь проделывает река. История реки очень древняя, о ней сложено много красивых легенд.

Слайд 4 (фото черно-белое реки Яик)

- Как раньше называлась наша река?

- Издавна люди селились по берегам больших рек, создавали там города и села. Почему? (ответ детей : источник пресной воды, промысел рыбы, проезд по реке, провоз грузов, орошение земли).

Слайд №5-9 (фото въезда в город Оренбург, Верхнеуральск, Орск, Новотроицк, Магнитогорск)

- Посмотрите и назовите, сколько красивых городов по берегам реки построили люди! (просмотр слайдов)

- Это только крупные города, есть еще небольшие города, деревни, села.

- Сейчас мы с вами совершим прогулку на теплоходе по реке Урал. Занимай те места (дети садятся на стулья напротив экрана). Внимание на экран! Беседа об обитателях реки Урал.

Слайд № 10 - Самая хищная рыба. Ответы детей (щука)

- Самая колючая рыба (ёрш).

- Эта рыба имеет полосатую окраску, красные плавники (окунь).

- Эта рыба бывает трёх видов золотой, серебристый, обыкновенный (карась).

- Кто всегда пятиться назад? (Рак)

- Каких вы еще знаете обитателей реки Урал? (линь, судак, плотва, и др.). Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Физминутка

- Я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные исследователи». Вы хотите узнать, откуда берутся реки?

Слайд №11

Эксперимент №1 «Откуда берется река?»

В большой пластмассовой ёмкости проделать отверстие и просунуть в него грушу с водой.

-А теперь представьте себе, что груша с водой это подземная кладовая воды, ёмкость – это поверхность земли, а отверстие-место, где вода из-под земли вырывается наружу. Надавливаем на грушу, вода начинает бить вверх, и заполняет ёмкость. (Воспитатель демонстрирует опыт и предлагает 2-3 детям нажать на грушу). Итак, река появляется из-под земли.

Эксперимент № 2 «Почему река движется»

- Почему река движется? Проведем следующий опыт. Плотно соедините ладони «лодочкой». (Воспитатель наливает из чайничка воду в ладони детей и проговаривает свои действия.) – Ребята, вода движется или стоит неподвижно? Давайте наклоним ладони. Что происходит с водой? Итак, в природе реки текут там, где уклон.

Эксперимент №3 «Бензин в реке».

- Дети, а чем рыбы дышат? (воздухом, растворённым в воде). Что может произойти с рыбами, если в реку попадут бензин, мазут или масло? Давайте посмотрим, что будет с водой (в стаканчик с водой каждый ребенок капает масло из пипетки) Что произошло с водой? (ответы детей).

-Правильно, масло образует плёнку на поверхности воды. Итак, воздух не поступает в воду, и рыбы могут погибнуть.

Эксперимент №4 «Очищение воды».

-Как человек может помочь реке и рыбам, которые в ней живут? (не бросать мусор на берегу реки, не выбрасывать в реку удобрения, не мыть в реке машины, устанавливают фильтры и т. п.). Предлагает очистить воду через фильтр. (Участвуют дети индивидуально). Итак, необходимо устанавливать очистительные фильтры.

Кроссворд

- Ребята, я предлагаю разгадать кроссворд, и закрепить знания о реке Урал.

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется место, куда впадает река? (Устье)

2. Как называется путь, дорога по которому течет река? (Русло).

3. С помощью чего дышат рыбы? (жабры)

4. С помощью чего очищают воду? (фильтр).

- Настя, что тебе запомнилось (понравилось, нового узнал и т. д.)

- Ребята, возьмите частичку реки Урал – капельку и подарите нашим гостям.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.

2. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О. С. – М. : Просвещение, 1993.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2014г.

6. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

7. Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сенсорное развитие детей средствами предметной деятельности»Фотоотчет «Сенсорное развитие детей средствами предметной деятельности» Важное значение в развитии детей раннего возраста имеет усвоение сенсорных эталонов. В своей работе я большое внимание уделяю именно этой.

Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольника средствами нетрадиционного сенсорного оборудоания Актуальность. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают.

Опыт работы «Речевое развитие ребенка раннего возраста средствами фольклора» Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка раннего возраста средствами фольклора» Важнейшими источниками развития выразительности детской.

Отчет по самообразованию «Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности» «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость.

Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности Доклад «Поддержка детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность.».

Программа саморазвития педагога «Экологическое воспитание средствами познавательно-исследовательской деятельности» Методическая тема: «Формирование экологического воспитания дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель: повысить.

Речевое развитие детей средствами художественной литературы и фольклора в соответствии с ФГОС дошкольного образования Одной из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,.

Речевое развитие детей вне непосредственно-образовательной деятельности детей 5–6 лет. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами наработками по речевому развитию детей вне непосредственно-образовательной деятельности. Буду.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 21:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей средствами исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ирина жел (УИ 478337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД