Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности

Елена Немеляйнен
Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Поддержка детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность

Автор: Немеляйнен Елена Андреевна, воспитатель Негосударственного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский №132 ОАО «РЖД»

Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по поддержке детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность. В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Публикация «Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Дети младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

Вся работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Мы привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности дошкольников Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные.

Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде Поликультурное образование дошкольников начинается в прикосновения к истории своей семьи, так как корни каждого в истории и традициях семьи,.

Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно.

Конспект занятия по социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности «Город мастеров» Ход: Дети проходят в группу, садятся на модули. Инсценировка стихотворения С, Михалкова «А что у вас?». Воспитатель: У вас у всех растут.

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребенок –.

Поддержка любознательности и инициативы дошкольников в разных видах деятельностиПоддержка любознательности и инициативы дошкольников в разных видах деятельности Согласно плана работы районного семинара по познавательному развитию 14. 04. 2015 г. на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8.

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.

Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности Значение взаимодействия с семьей при поддержке детской инициативы. Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта.

Воспитание личности ребенка через коллективную деятельность в театральной студии. Одним из самых общественно активных видов творческой деятельности является театральное мастерство. В процессе театрализации происходит образное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 19:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы средствами познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Немеляйнен (УИ 237049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД