Валентина Николаевна Паламарчук
Опыт работы «Речевое развитие ребенка раннего возраста средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Речевое развитие ребенка раннего возраста средствами фольклора»
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).
Публикация «Опыт работы „Речевое развитие ребенка раннего возраста средствами фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С самого раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, воспринимая их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении. У ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается. Фольклор сознательно и целеустремленно направляет ход мыслей ребенка, побуждает к подражанию, развивает речь ребенка. Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух, лиса» можно повторить песенки действующих лиц.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок - золотой гребешок», «козлятушки - ребятушки», «коза-дереза» и др.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.
Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве ритма.
Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.