Светлана Горбачева
Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольника средствами нетрадиционного сенсорного оборудоания
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета и других внешних свойств предметов и явлений. Главные истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, начало которого относится к дошкольному возрасту. На слайде обозначены основные вехи, подтверждающие актуальность выбранной темы.
Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольника средствами нетрадиционного сенсорного оборудоания» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
(1. Главное направление сенсорного воспитания состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия, в вооружении ребенка сенсорной культурой (по Л Венгеру)
2. Успешность познавательного, физического, художественно-эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей
3. Сенсорное воспитание дает основу для профессиональной ориентации детей в будущем.) Гипотеза. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. Таким образом,предполагаем, что Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитие. Сенсорное развитие детей будет более эффективно при ряде условий
1)Создание благоприятной развивающей среды (обогащение сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе)
2)Формирование познавательно-исследовательской деятельности и развитие самостоятельной деятельности дошкольников.
3)Использование разнообразных способов решения в разных видах деятельности.
Сенсорное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений в работе нашей группы, выдвигая на первый план задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов развития сенсорных представлений и умений у детей.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста используются виды деятельности представленные на слайде: (дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и прогулка.
Образное познание действительности формирую в продуктивной деятельности (рисование, аппликация). Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Конструирование и макетирование является творческой деятельностью, направленной на получение конечного результата. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева, моделирование и макетирование в центре природы (макет жилья человека и природных сообществ, «волшебные превращения» веревочки, и счетных палочек тесно связаны с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Восприятие целостной картины мира происходит на прогулке.
В группе нами создана предметно-развивающая среда, которая в значительной степени влияет на формирование сенсорной культуры ребенка. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Сенсорный центр разделен на несколько фрагментов.
В группе есть игры и упражнения для развития мелкой моторики: «Учись шнуровать», «Времена года», «Собери фигуру», игры и упражнения для восприятия формы и величины, дидактические игры и упражнения для восприятия цвета, игры и упражнения на восприятия звуков, оборудование для элементарных опытов, тренажеры, созданные своими руками. Невозможно ребенку «на пальцах» объяснить цвет и форму предметов, характерные особенности их поверхностей и т. п. Малыш должен все сам увидеть, потрогать, выполнить требуемые действия. Для этого существуют все эти пособия. Эти пособия мы изготовили совместно с родителями, используя подручные материалы и собственную фантазию. Благодаря данным пособиям знакомим детей с цветом, величиной, формой предметов, развиваем осязание и зрение, упражняем в классификации тактильных ощущений, совершенствуем мелкую моторику пальцев рук.