Алла Валерьевна Лиховидова
Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер в современном мире — незаменимый помощник в учебе, это доступ к Интернету, а значит к огромнейшей базе знаний, которой можно воспользоваться, не покидая собственной комнаты и не тратя времени на поиск нужной информации в иных источниках.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Компьютер стал спасением и для многих родителей: купив его, они облегченно вздыхают, т. к. теперь ребёнок будет занят бесконечным просмотром мультфильмов или увлекательной компьютерной игрой.
Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее. Дошкольники все раньше осваивают современную технику, предпочитая компьютерную игру настоящей игре со сверстниками, прогулке, спортивным занятиям. В результате ребенок при загруженности родителей все чаще и чаще остается с компьютером один на один, а на общение не выделяется достаточно времени.
Педагоги сетуют по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи, комплекса социально-психологических проблем (агрессивность, застенчивость, гиперактивность, пассивность ребёнка).
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т. д.
Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы. Поэтому в своей работе для речевого и социально-коммуникативного развития детей с ОНР я решила использовать новую игровую форму обучения – квест.
Квест – универсальная игровая технология, которая включает в себя игры, в которых необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки, и т. д. Дети обожают загадки, тайны, приключения и расследования. Играя, они смогут получить информацию, закрепить полученные знания, выбрать необходимые средства для реализации задуманного, научиться работать в команде со своими сверстниками. Такой вид обучения обогащает и активизирует словарь, развивает у детей диалогическую и монологическую речь, смекалку, память, моторику. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение, формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками, стимулирует коммуникативную деятельность детей.
Цель: внедрение в коррекционно-образовательный процесс квест-технологии, способствующей речевому и социально-коммуникативному развитию детей с ОНР.
Задачи:
1. Выявить начальный уровень речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Разработать систему коррекционных занятий в форме «Квест» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Апробировать систему коррекционных занятий в форме «Квест» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Определить степень эффективности использования данного метода для речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
I ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель: выявить особенности речевого и социально-коммуникативного развития детей 6 лет логопедической группы с диагнозом ОНР.
Для определения уровня речевого и социально-коммуникативного развития дошкольников с ОНР были использованы следующие методы:
- Наблюдение. Наблюдение за детьми велось в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках и в свободной деятельности.
- Диагностика уровня речевого развития детей под редакцией Стребелевой Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», а также психологическая диагностика социально-коммуникативного развития детей. -
- Анализ речевых карт
В результате обследования было выявлено, что 47% детей группы имели уровень речевого и социально-коммуникативного развития ниже среднего.
II ЭТАП – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Цель: разработать систему коррекционных занятий в форме «Квест», учитывая особенности речевого и психологического развития детей с общим недоразвитием речи.
Для разработки системы коррекционных занятий в форме «Квест» я внимательно изучила литературу, положительный опыт по выбранной теме.
При составлении квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
В результате работы был создан комплект методического обеспечения:
- разработан блочно - тематический план в соответствии с лексическими и фонетическими темами;
- разработаны конспекты НОД с использованием квестов на основе блочно - тематического планирования; - разработана и блочно систематизирована картотека квестов, где собраны все игры, упражнения, используемые в НОД.
Данная система коррекционных занятий будет наиболее эффективна при соблюдении ряда требований:
- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;
- использование занятий в форме Квест как подведение итогов курса занятий согласно блочно-тематическому планированию.
- использование элементов квест- заданий в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
III ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
В ходе практических занятий с детьми, был реализован комплекс занятий в форме Квест, разработанный в соответствии с блочно-тематическим планированием.
IV ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель: определить эффективность предложенной системы занятий в форме Квест для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проследить динамику речевого и социально-коммуникативного развития.
В группе для детей 6 лет с ОНР была проведена контрольная диагностика.
Анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет сделать вывод о том, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс игровой квест-технологии способствует речевому и социально-коммуникативному развитию детей с ОНР.
Возможность использования квест - технологии в массовой образовательной практике:
- в группах для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- в массовых группах детского сада для детей старшего дошкольного возраста;
- как форма досуга, развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Список использованной литературы:
1. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М. 6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010. - С. 26 4. Лебедева Л. В. Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие. - Педагогическое общество России, 2012.- С. 96
5. Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет. - Москва: ТЦ Сфера, 2013.- С. 50
6. А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. - Москва: ТЦ Сфера, 2014.- С. 208
7. Журавлева Н. Н., Лебедева Л. В., Козина И. В. Речевые досуги с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. - Центр педагогического образования, 2014.- С. 96