Жанна Первушина
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Публикация «Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Слайд 2. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова утверждает, «что…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга, которая располагается рядом с речевой зоной.
Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже в младенчестве ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения отдельными звуками или их сочетаниями (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Слайд 3. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, конечно же, неоспоримо. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих cиcтем, находятся в непосредственной близости и взаимовлияют друг на друга.
Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки объединить, то может будет больше толку? И объединили.
Слайд 4. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика. Это сложное слово состоит из двух: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис
(Ирина Викторовна Курис, специалист в области биоэнергетики движения и трансперсональной психологии)
биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри нас. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания. А слово «пластика»- это особенности наших движений, свобода или скованность.
Слайд 5. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, а также развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
Слайд 6. В логопедической работе применение биоэнергопластики имеет следующие цели:
• вызвать интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путем использования игровых артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой;
• создать условия для организации динамической эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении;
• развивать и совершенствовать артикуляционную пальчиковую моторику;
• автоматизировать звуки;
• развивать и совершенствовать фонематические процессы;
• длительно удерживать интерес ребенка;
• повышать мотивационную готовность детей;
• поддерживать положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
В работе логопеда существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Для работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Слайд 7. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 4 этапа.
• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
• Подготовительный (Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, подключаются движения руки учителя – логопеда. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается).
• Основной. Постановка звуков. Автоматизация звукопроизношения. (Отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).
• Заключительный. Развитие творческих способностей в познавательно-речевой, театрализованной и игровой деятельности.
Вкратце остановлюсь на каждом этапе.
Слайд 8. На первом этапе (диагностическом) в начале учебного года проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.
На данном этапе как правило выявляются особенности: нарушение координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей и мелкой моторики. Дети неуклюжи, плохо ориентируются в пространстве. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения неточные, нарушен темп, ритм, плавность.
Слайд 9. На втором (подготовительном) этапе проводим индивидуальные занятия, на которых знакомим детей с органами артикуляции. Выполняем артикуляционную гимнастику перед зеркалом с использованием сказок о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.
Слайд 10. На третьем (основном) этапе Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с Чупой и Чупсом.
Артикуляционная гимнастика выполняется с подключением ведущей руки ребенка (что позволяет более сильно стимулировать работу Г. М, постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения или удерживает позу и одновременным движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.
Слайд 11. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка).
Слайд 12. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка).
Слайд 13. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка).
Слайд 14. На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоил упражнения, логопед рассказывает сказку о Чупе и Чупсе, а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.
Слайд 15. В своей работе опираюсь на книгу Бушляковой Р. Г., которая
разработала комплексы артикуляционных упражнений, сопровождаемые специальными движениями кистей рук и пальцев.
Слайд 16. ПРЕИМУЩЕСТВА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются психические процессы, такие как память, внимание, мышление.
Слайд 17. Одно из главных преимуществ применения приемов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребенок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук, учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.
Слайд 18. Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Слайд 19. И в конце своего выступления хочется сказать: ВСЕ в наших руках!
«Движенья рук – как взмах крыла,
Полет без них не состоится…
Хочу всем пожелать добра!
И лучшее еще случится!»