Евгения Федосеева
Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией.
1. Тема моей работы «Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией» Методическая разработка раздела образовательной программы «Содержание работы в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией».
Публикация «Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией» размещена в разделах
2. «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов». Такое определение здоровья записано в уставе Всемирной Организации Здравоохранения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
В последнее десятилетие во все мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.
На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную причину. К их числу принадлежит туберкулез.
По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Вот уже на протяжении многих лет я работаю в группе оздоровительной направленности с детьми с туберкулезной интоксикацией. Такие дети с ослабленным здоровьем быстро устают, легко утомляются, испытывают затруднения в усвоении материала, внимание у них рассеянно и неустойчиво.
Начиная работу с детьми, я опиралась на медицинские показатели их здоровья, которые показали, что дети чаще всего болеют простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.
Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, и проводится по основной образовательной программе. Различия между группой оздоровительной и группой общеразвивающей направленности наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических процедур и т. д.).
3. Анализ методической литературы и практики дошкольного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме оздоровления детей. Теоретическим и практическим аспектам оздоровления дошкольников с туберкулезной интоксикацией посвящены работы Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление», «Развивающая педагогика оздоровления».
Вот основные черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления :
Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, “охрана здоровья” утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
Ключевой принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.
4. Исходя из всего этого и отталкиваясь от задачи Образовательной программы: Проведение оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости в группах для детей с туберкулезной интоксикацией.
Я поставила перед собой цель: оздоровление детей младшего дошкольного возраста для обеспечения их всестороннего развития Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
• Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с его индивидуальными способностями, развитие физических качеств;
• Создание условий для реализации потребности детей в здоровом образе жизни
• Обеспечение физического и психического благополучия
5. Для реализации поставленных задач мной было пересмотрено содержание предметно развивающей среды. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира. Вся среда побуждает детей к активности, к творчеству. Обновлены физкультурные пособия (коврики для массажа, массажеры, бумы сюжетного характера, мешочки для метания, кубы, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).
6. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группах оздоровительной направленности включает в себя организацию двигательного режима ребенка, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее его развитие.
Исходя из этого, проводя организованную деятельность, стараюсь делать так, чтобы динамическая поза детей менялась на всем её протяжении. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, которые позволяют удовлетворить потребность не только в движении, но и позволяют развивать мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
Построение педагогического процесса с детьми с туберкулезной интоксикацией предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности, систематическое применение элементов дидактических игр, более частое повторение и подробное объяснение материала. Для школьников с ослабленным здоровьем материал в процессе занятий следует разучивать и повторять на большем числе занятий, чем для здоровых детей.
Кроме того, жизнь детей наполнена движением не только во время организованной деятельности, но и повседневно.
7. Оздоровительная работа проводится при освоении всех образовательных областей, что способствует разностороннему развитию детей. Использование разнообразных двигательно-оздоровительных моментов в ходе проведения организованной образовательной деятельности и вне её во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладение родным языком, развития первоначальных навыков письма и т. п.
Работу с детьми по оздоровлению я построила, руководствуясь принципами программы В. Т. Кудрявцева, которая входит в Образовательную программу нашего детского сада.
8. Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста.
Развитие воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.
Для развития воображения на занятиях я применяю следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность :
Во время физкультминутки я предлагаю ребенку стать, например, деревом. Имитируя дерево, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ дерева. Образ дерева преломляется сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок напрягает мышцы спины, рук, пальцев, имитируя ствол и ветви, а затем расслабляет их, пластично изгибает, когда “дерево” гнется под порывами ветра. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на локтях и пальцах.
Перед началом подгруппового занятия предлагаю детям поиграть в доктора. Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Роль доктора дети играют поочередно, таким образом, каждый ребенок входит в образ целителя, которому все подвластно. Доктор лечит “пассами” над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает различным органам:
- Язычок, будь гибким, послушным, правильно произноси звуки!
- Пальчики, будьте ловкими, быстрыми!
- Ушки, слушайте внимательно!
9. Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий.
На занятиях этот принцип я реализую в упражнениях на выработку правильного, рационального речевого дыхания. Осмысленная моторика связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: “рисование” дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – “маленький паровозик”, медленные и размеренные –“большой паровоз” и др.)
Принцип осмысленной моторики реализуется и в упражнениях на развитие мелких мышц лица и мимики, которые тоже участвуют в звукопроизношении. Это упражнения: “Вкусное варенье”, “Дудочка играет”. Их цель: развивать воображение, выразительные движения лицевых мышц и всего тела. Выполняются они под музыкальное сопровождение.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в структуру каждого занятия по развитию речи обязательно включается пальчиковая гимнастика, которая тоже позволяет реализовать принцип осмысленной моторики. Гимнастика включает упражнения:
“Мытье рук”, “Рисование в воздухе кистями и пальцами рук”. Ценность этих упражнений в том, что поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать заданный образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним можно поставить более сложные “изобразительные” задачи, например: “рисовать” целые “картины”. Это задание способствует расширению творческих изобразительных возможностей.
10. Во время пальчиковой гимнастики реализуется и третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
Например, перед занятием по художественно-творческому развитию предлагаю детям выполнить игровое упражнение “Мои умелые ручки”. Дети разминают кисти рук, поглаживают их, добиваясь пластичности руки. Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его, он придает ему особый “характер”. Он создает воображаемую семью. Большой палец должен быть сильным, добрым (это – “папа”). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это – “мама”). Средний палец – главный помощник родителей – “старший брат”. Безымянный палец – скромная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, сопереживания, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем – активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного самомассажа, психомоторной релаксации и т. д. В зависимости от вида деятельности дети выполняют подобные игровые упражнения на разные группы мышц для обеспечения позитивного психосоматического состояния.
11. Наконец, четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию находит свое воплощение в таких упражнениях, как:
Взаимомассаж, когда дети по очереди массируют, похлопывают, пощипывают ладошки друг друга. Делая массаж друг другу, дети обмениваются “тактильными посланиями”. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить “ответ” на свое обращение. Комплекс упражнений для взаимомассажа разработан мной с учетом основных требований и принципов проведения массажных процедур и очень нравится детям. В него входят такие приемы, как поглаживание, похлопывание, пощипывание, покалывание, растирание и разминание.
Воспитательно-оздоровительные задачи взаимомассажа:
*развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий ребенка;
*обогащение творческого потенциала детей, прежде всего их воображения;
*создание и закрепление целостного позитивного психологического состояния при выполнении различных видов деятельности;
*формирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, осознания их значимости и уникальности.
12. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач можно достигнуть, если в группе создано сообщество дети-родители-педагог. Проводятся беседы, консультации, тематические встречи с родителями о влиянии образа жизни на состояние здоровья. Для родителей оформлен уголок здоровья с рекомендациями, медицинскими советами по оздоровлению.
13. Систематическое использование принципов развивающей педагогики оздоровления позволило достичь следующих результатов:
Прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей.
14. Спасибо за внимание!
Литература:
Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление»,
Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления».