юлия решетова
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Работа над развитием движений руки детей данной категории является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.
Публикация «Реализация образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
У детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточность развития моторики, различных видов движений, а именно:
- движения плохо координированы, нарушены зрительно-моторные координации;
-движения носят неловкий и нечеткий характер;
- иногда движения нецелесообразны, имеет место много лишних, ненужных движений;
-снижены скорость и четкость движений, отсутствует ритмика и плавность;
- снижены контроль и регуляция произвольных движений при формировании двигательного навыка;
- имеют место трудности регуляции силы движений, неспособность увеличивать и уменьшать её в соответствии с требованиями выполняемой операции;
- отмечается несформированность техники выполнения движений.
Программа "От рождения до школы", составленная в соответствии с ФГТ обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.
Содержание образовательной области "Художественное творчество" в данной программе направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– приобщение к изобразительному искусству;
– развитие продуктивной деятельности детей;
– развитие детского творчества.
Реализация образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" в условиях коррекционной группы, которую посещают дети с задержкой психического развития, позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности.
Особо хочется остановиться на лепке. Хорошо, когда в детском саду и дома есть пластилин! Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега.
Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Лепка развивает ребёнка эстетически. Она входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.
Обучая своих воспитанников лепке, я использую рекомендации, представленные в учебно-методическом пособии «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» (авторы Моурлот Л. И., Ремезова Л. А.).
Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей. Поэтому в соответствии с федеральными государственными требованиями все виды детской деятельности, включая и продуктивную, организовываются мною с помощью игровых ситуаций и действий.
В процессе совместной творческой деятельности с детьми использую песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматривание с детьми игрушек народно-прикладного искусства. Темы детских работ соответствуют событийным темам недели, например, «Мы на луг ходили», «У бабушки в деревне», «Собираем урожай», «Улетают птицы в дальние края» и др. По желанию дети могут участвовать в создании общей композиции, а могут закончить работу дома.
Родители моей группы также являются активными участниками коррекционно - образовательного процесса. Наиболее эффективными формами работы с ними являются мастер - классы, клубы по интересам, консультации, беседы.
Результаты диагностического обследования моих воспитанников на конец 2014 – 2015 учебного года показали рост интереса к занятиям лепкой, положительную динамику в развитии мелкой моторики, в развитии эмоционально – волевой сферы, улучшение показателей овладения техническими навыками лепки.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.
Список использованной литературы
1. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей)./ Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина - М. : «ГНОМ и Д», 2007. – 126 с.
2. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем / И. А. Лыкова - М. : Творческий центр «СФЕРА», 2001. -163 с.
3. Моурлот, Л. И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л. И. Моурлот, Л. А Ремезова - Самара: СГПУ, 2007. – 288 с.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.
5. Халезова, Н. Б. Лепка в детском саду/ Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина - М. : Просвещение, 2006. – 172 с.
6. Шевченко, С. Г. Обучение детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. – С. 7-9