анастасия зубарева
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия врачи констатируют нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма ребенка. Педагоги и психологи, в свою очередь, наблюдают рост проявлений агрессивности, аддиктивного поведения, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Много детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д., а также различные психопатологические феномены. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении» размещена в разделах
В наш психологический центр, часто обращаются родители, дети которых в возрасте 6-10 лет имеют разного рода проблемы: гиперактивность, повышенная агрессивность, тревожность, ЗПР, трудности, связанные с адаптацией и другие. В процессе консультирования родителей выяснилось, что все вышеперечисленные проблемы негативным образом влияют на обучение. У детей появляются трудности в планировании и организации сложных видов деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.
Мы исходим из того, что любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» – связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» – отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» – телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Одно без другого не существует в природе. Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы [4, с. 7].
Поэтому педагогу-психологу в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, целесообразно использовать нейропсихологический подход, изучением которого занимались такие известные психологи как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Э. Г. Симерницкая. В настоящее время данный подход используют в практической деятельности А. Л. Сиротюк, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.
Нейропсихологический подход имеет свои особенности. Структура каждого коррекционно-развивающего занятия включает в себя:
- растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц);
-дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность);
-глазодвигательные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергитизацию организма);
-перекрестные (реципрокные) телесные упражнения (активизируют вестибулярный аппарат);
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Структура данных занятий позволяет педагогу-психологу применять весь имеющийся профессиональный опыт для вариативности используемых упражнений (работа с водой, глиной, пластилином, карандашами, красками, игрушками и т. д., а также дает возможность ребенку научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние, рефлексировать соматические ощущения, планировать и организовывать время и пространство вокруг себя.
Важнейшим условием успешной работы с детьми является работа с родителями. Педагог-психолог знакомит родителей с особенностями выполнения упражнений и рекомендует их дальнейшее закрепление дома.
Использование нейропсихологического подхода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, позволило достичь улучшения показателей концентрации и распределения внимания, коммуникативных навыков и стабилизации психоэмоциоанального состояния.
Отслеживание результативности коррекционно-развивающей работы осуществлялось с помощью диагностических методов: наблюдение, тестирование, беседа с родителями. Результаты промежуточной диагностики показали, что 78% родителей отметили улучшение психоэмоционального состояния ребенка (снижение агрессивности, вспыльчивости, уровня тревожности); у 32% детей наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативной сферы; у 18% детей повысились показатели концентрации и распределения внимания.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Литература:
1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения Методы развития навыков программирования и контроля [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, Л. В. Яблокова // Школа здоровья. - 1995. – № 4. – С. 66–84.
2. Выготский, Л. С. Психология и учение о локализации психических функций [Текст] : Собр. соч. / Л. С. Выготский. – М. : 1982. – С. 168–174.
3. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А. Р. Лурия, Цветкова Л. С. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 64 с.
4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А. В. Семенович. – М. : Генезис, 2008. – 474 с.
5. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] : диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002–128 с.
Педагоги-психологи :
А. И. Зубарева
О. В. Скобелева