Татьяна Окотэтто
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» при проведении режимных моментов с детьми (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация образовательной области»Познавательное развитие» при проведении режимных моментов с детьми.
(Из опыта работы).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». Эти задачи я решаю в течение всего дня и конечно же в режимных моментах. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что познавательное развитие дошкольника – это «совместная деятельность (сотрудничество). На мой взгляд, уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста в режимных моментах является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса.
Публикация «Реализация образовательной области „Познавательное развитие“ при проведении режимных моментов с детьми (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками».
Пребывание на воздухе «укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.
Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи, делая ее целенаправленной.
Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы. При организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов (в т. ч. и прогулки) я использую следующие формы работы : сюжетную игру, развивающую игру, создание коллекций, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративную деятельность.
В своей работе я использую следующие виды прогулок:
Прогулка-практикум - для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков (культуры поведения, правил дорожного движения);
Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня;
Прогулка-экскурсия - ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве;
Прогулка-поход - за час-полтора настоящий поход не провести, но можно создать ситуации, где было бы много перемещений на местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины (игра-поиск);
Прогулка-творчество - ее задача - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность (в общении с природой);
Прогулка-развлечение - на этих прогулках можно повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить (катание с ледяной горки, забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов).
При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познание». При организации прогулок выделяем следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Название: «Весна идёт».
Проводится во 2-3 неделю марта в рамках Всемирного дня Земли и Всемирного дня водных ресурсов.
Задачи: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать логическое мышление и умение классифицировать; приобщать к труду, воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа : подготовка необходимого оборудования, активизация словаря на тему «Весна пришла» в виде беседы.
Оборудование: Лопаты, совки, ведра, стаканы, небольшие лопаточки, формы для льда, вода, камень.
Ход прогулки: структура (виды деятельности) :
Наблюдение. Например, на тему: «Что изменилось?» : дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе, отмечают, что весной тает снег, текут ручьи, солнце стало теплее, день длиннее, а ночь короче.
Игровая деятельность. В течение данной прогулки рекомендуем использовать дидактическую игру «Что это: растение или животное» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нем все, что знают); «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить).
Важное место при организации прогулок занимают подвижные игры. Например, по данной теме можно использовать следующие подвижные игры: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Волк во рву». Игра «Хитрая лиса» предполагает следующее: дети становятся в круг плечо к плечу, заложив руки за спину. Водящий проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся водящий, становится «хитрой лисой». Водящий предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не находит, то дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса говорит: «Я тут!» и начинает ловить ребят. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении игры роль лисички выполняет другой ребенок.
Перед проведением данных подвижных игр, с целью обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста, мы предлагаем проводить беседы на темы : «Что я знаю о лисе?», «Что я знаю о гусях, о лебедях?», «Опасен ли волк?». Каждая тематическая беседа проводится перед соответствующей игрой. В ходе данных бесед предполагается выслушать все ответы детей на поставленные вопросы, правильный ответ оценивается фишкой. Кто больше всех наберет фишек, тот и водит в игре. В конце педагог может дополнить ответы детей новой для них информацией и ответить на интересующие вопросы. Данная постановка задания заменяет считалку и, что важно, носит познавательный характер.
Опытно-экспериментальная деятельность. Предлагаем использовать опыт «Свойства воды» (проведение данного опыта предполагает изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т. д.).
Воспитатель показывает детям стакан с водой, на дне которого находится камень, и задает ряд вопросов на определение свойств воды.
1. Определение запаха воды. Издают ли цветы запах? Что еще имеет запах? Как вы думаете, чем пахнет вода? Цветы и духи имеют запах. Чем же пахнет чистая вода? Дети подносят стакан к носу, нюхают воду в стакане и отвечают, что вода не имеет запаха.
2. Определение цвета воды. Какого цвета вода? (Вода бесцветная, на дне стакана мы видим камень).
3. Определение состояния воды. Воспитатель выливает из стакана часть воды в формы для льда и оставляет на морозе. В каком состоянии находится вода сейчас? (Вода находится в жидком состоянии). В конце прогулки воспитатель снова обращается к детям с вопросом : Как изменилась вода на морозе? (Вода превратилась в лёд). Что вы знаете о льде? Какой он? Дети отвечают, что лед твердый, холодный и прозрачный. Воспитатель просит ребенка бросить лед. Что произошло со льдом? Дети отвечают, что лед раскололся. В конце прогулки дети берут по кусочку льда в группу. Воспитатель снова задает вопрос: Что произошло со льдом в тепле? Он превратился в воду (растаял). С газообразным состоянием воды дети знакомятся в непосредственно образовательной деятельности в группе детского сада. Воспитатель только сообщает детям, что вода может иметь и газообразное состояние, которое представлено в виде пара. Когда вы можете увидеть пар? Дети отвечают, что они могут увидеть пар тогда, когда кипит чайник, а из его носика выделяется пар.
Сделаем вывод о свойствах и состояниях воды. Какие состояния может приобретать вода? Дети отвечают, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.
Трудовая деятельность. Воспитателям можно организовать сбор снега в лунки деревьев и кустарников. Начать деятельность рекомендуем с предварительной постановки познавательной задачи : «Для чего снег деревьям и кустарникам?». Воспитатель выслушивает все ответы детей, а затем группирует их в цельный полный ответ, суть которого заключается в следующем: Снег начинает таять в весеннее время года. Он постепенно проникает в почву и наполняет побеги растений, деревьев и кустарников живительной влагой. Такое явление в природе получило название «весеннее питание». «Весной снег начнет таять и проникать в почву, снабжая побеги необходимой влагой для роста. Вода от растаявшего снега обильно орошает почву, тем самым обеспечивая весеннее питание.
Итогом прогулки может быть оформление стенда в групповой комнате на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки. Полученные знания сначала проговаривают, а потом придают символическое значение (символ, рисунок) и помещают на стенд. Таким образом, прогулка выступает эффективным средством познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие познавательного интереса, любознательности и активности в познании окружающего мира.
Также в группе прошёл проект «Улицы моего села». Цель проекта:
Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш посёлок.
Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2016 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего посёлка и страны.
Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий, участвовали в прогулках вместе с детьми : прогулка-практикум, прогулка задание, прогулка экскурсия. Использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего посёлка.