Светлана Мехоношина
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникативная компетентность педагога, как средство реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия
взрослого с ребёнком»
Одно из присущих воспитателям разочарований в своей профессии – ежедневная борьба за приемлемое для них и для общества поведение детей. Часть проблемы – столкновение потребностей. То, чего нужно взрослому – не нужно ребёнку : «Буду делать, что хочу!» - «Будешь делать, как я сказала!» Вследствие чего у нас возникают следующие вопросы: Как построить позитивные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?
Публикация «Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком» размещена в разделах
Поэтому, можно выделить следующие проблемы во взаимоотношении взрослых и детей.
1. Как научить детей справляться со своими чувствами, чтобы не возник конфликт в той или иной ситуации.
2. Как взрослым управлять своими собственными негативными чувствами.
Гуманистический подход к ребёнку, человеческие взаимоотношения, личностно – ориентированная модель общения – основное требование ФГОС ДО.
Гуманизм в воспитании ребёнка основан, прежде всего на понимании ребё нка: его нужд и потребностей, чувств и эмоций, на знании закономерностей его развития. А часто мы, педагоги и родители, даже не слышим ребёнка, его проблем, отсюда – конфликт, непонимание, неправильные действия взрослых. Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективных коммуникаций.
Нужно научиться слышать ребёнка, а как?
Каждый педагог должен обладать профессиональной компетентностью, т. е. уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение, волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма» педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно-ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т. д.
От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворённость педагога и детей своим трудом.
Практически все психологи сходятся во мнении: человеку важны разные чувства. Поэтому одной из главных задач воспитания является – не только научить ребенка радоваться жизни, но и показать, как справляться с негативными чувствами. Представьте себе картину: на прогулочном участке ребёнок впервые полез на высокий турник. Не рассчитав силы, упал, больно ударился, заплакал. И тут, подбежавшая, испуганная воспитатель вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать: "Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этом турнике не видела!" Что произойдет дальше, если взрослый не изменит своей реакции? Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от взрослого : "Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!" И он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое – боль. А боль – это страшно, потому что так считает воспитатель (мама).
Каким вырастет ребенок, если в ответ на его злость и обиды по поводу запрета играть, чем либо, например конструктором, воспитатели будут ругать его? В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать. Потому что злиться – небезопасно, за это будут наказывать. Однако, он не перестанет чувствовать, и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если взрослые в ответ на плач будут сразу давать «конфеты», во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.
Что делать? Как заботливым родителям и воспитателям, переживающим за детей и желающих им только добра, вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем? Только научив правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх. Если бы воспитатель тогда, на турнике, сказала плачущему малышу ласково: "Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся подниматься на турник, чтобы ты больше не ударялся", – тогда ребенок бы усвоил, что испытывать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка взрослого. И боль еще не означает, что не стоит больше пробовать. А значит, можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию воспитатель сказала: "Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется играть конструктором, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем месте. Но тебе сейчас нужно идти спать, поэтому тебе придется отвлечься от конструктора", – ребенок бы научился сразу нескольким вещам: узнал бы имя каждого из своих чувств;
" встречаясь с негативным чувством ребенка, родители должны назвать это чувство "
понял бы, что переживать "плохие" чувства – нормально и не опасно;
понял бы, что его любят в любом случае и готовы поддержать;
научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами.
Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки взрослого справляться со своими чувствами и утешать себя.
В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме:
1. Выслушайте ребёнка внимательно.
2. Разделите его чувства (с помощью слов «да…», «хм…», «понятно»).
3. Назовите его чувства
4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в фантазии.
Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.
Из четырех навыков, самый сложный – это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности. Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам.
Необходимо объяснить ребенку, как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями. Рассказывать ребенку, что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами: «я расстроен», «я злюсь на тебя» или «я сейчас лопну от злости!» Это первый способ — прямой, когда человек открыто заявляет о своих чувствах, давая им, тем самым, выход. Этот способ является конструктивным.
Другой способ выражения гнева — косвенный, когда человек вымещает гнев на предмете, или другом человеке, который в данный момент подвернулся под «горячую руку». Естественно, этот способ не является конструктивным, но хорошо знаком многим детям и взрослым, не знакомым с другими способами выражения гнева. К неконструктивным способам также относится и сдерживание гнева.
Как же можно безопасно выразить гнев и злость?
• Физические упражнения и любая физическая работа. Известен факт, что занятия спортом повышают настроение, благодаря выработке во время занятий гормона серотонина, и снижают чувство гнева.
• Плавание в бассейне, контрастный душ.
• Громкое пение, или возможность покричать в голос (например, на улице, а если нет такой возможности — покричать в подушку.
• Использование боксерской груши, или подушек, которые можно побить, желательно при этом и вербально выражать эмоции.
• Пометать дротики, посбивать кегли и т. п.
• Скомкать несколько газет, или листов бумаги, порвать их на мелкие куски и выбросить.
• Можно нарисовать свою злость, или нарисовать человека, на которого разозлились, а затем закрасить его или порвать, или можно слепить чувство из пластилина, и сломать, смять слепленное.
• Можно также проработать чувство злости в игровой форме: например «прорычать» злость, устроить битву подушками, или воздушными шарами, или какое-то соревнование вместе с ребенком. Есть также такое упражнение: когда замечаю, что ребенок начинает злиться, сначала отражаю его чувство, а потом, предлагаю «пообзываться» смешными, но необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т. п.). Очень быстро злость превращается в смех, который, кстати тоже является способом выражения гнева.
• Очень подходит детям такой способ выражения гнева: предлагаю ребенку размять в руках большой кусок пластилина (глины, пока он не станет теплым, а потом — сильно ударить по нему кулаком, одновременно с этим прокричав слово: «Нет!».
Для того чтобы дети распознавали эмоциональные переживания и состояния окружающих, умели выражать собственные эмоции можно использовать коммуникативные игры.
Застенчивым детям помогают раскрепоститься и научиться выражать свои чувства и переживания подвижные игры («Море волнуется раз.», «Гуси и серый волк», «Где твой домик?», «Сосны, елочки, пенечки», «Веселые старты», «День и ночь», «Веселые кузнечики», «Живые бусы», «Кто вперед», «Салочки», «Тихо и громко», игры-пантомимы («Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», «Что изменилось?», «Кто пришел?», «Что это такое?», «Какая оценка?», «Изобрази эмоции», различные ролевые игры и игры-фантазии.
Для повышения детской самооценки могут применяться игры «Хорошие слова», «Комплименты», «Самый лучший». Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.
Игры «Розовые очки», «Самый лучший спорщик», «Дорога хорошего настроения», «Колючий зверь», «Обзывалки», «Я хороший», «Коробка добрых поступков», «Смешилки», «Дождик и ромашки», «Потому, что ты хороший», «Добрый зверь», «Старички», «Пожелания» научат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважение, сопереживание, сочувствие.