Анна Касаткина
Модели составления сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Составление сказок с помощью метода "Каталога"
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм работы:
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
Публикация «Модели составления сказок» размещена в разделах
3. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет, объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма В. Я. Проппа).
Правила поиска ответа на вопрос:
- Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"
- Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово ( например: "Жил-был. карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.
- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
- «Собирать» сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т. д.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Составление сказок динамического типа методом «Морфологического анализа»
Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.
Базовый алгоритм составления сказки
1. Выбирается сквозной герой (герои).
2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.
Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).
На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее
горизонтали
Например:
Девочка магазин лес детский сад
Лена
Обозначается сквозной герой (девочка Лена, ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.
Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх, которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.
Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.
Составление сказок нравственно-этического типа
Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Суп из топора», «Вершки и корешки» «Лиса и журавль»). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.
Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.
Базовый алгоритм
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.
5. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды.»). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: «И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет». Трудолюбивый веник: «Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь». Занавеска: «Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло».
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: «Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому»; труженику венику: «Трудолюбивому и море по колено»; злой плите: «Не злись на других, самому от этого хуже становится».
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: «Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь». Или: «Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди».
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там- то.», «Как кто-то учился мудрости».
Методические рекомендации
Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,
При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости).
Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.
В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.
Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои - школьные принадлежности, на письменном столе (герои типичные для этого места, в ванной комнате (герои - туалетные принадлежности).