Мария Семибокова
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровню детского развития, инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования.
Публикация «Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании» размещена в разделах
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Что же такое инклюзивное образование?
Р. В. Жаворонков предложил следующее определение инклюзивному образованию : «Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода успешно работают при организации инклюзивного обучения.
Деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Именно в игре на данном возрастном этапе рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Под личностным подходом (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.) принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях : взрослых и сверстниках. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.
Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление ее индивидуальности. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» с 2004 года были открыты коррекционные комбинированные группы. Начиная со старшего дошкольного возраста, была произведена интеграция (инклюзия) детей с ОЗВ (ЗПР) и детей с нормой в развитии.
Основная цель - это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».
С детьми с ОВЗ работают специалисты: воспитатели комбинированной группы, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Работа с детьми ведется по программам: «Подготовка к школе детей с ЗПР» (авторы — С. Г. Шевченко, Р. В. Былич, И. А. Кузнецова, Р. Д. Тригер, И. Н. Волкова И. К. Белова, Г. Н. Максимова, «Детский сад 2100» (автор – А. А. Вахрушев., Т. Р. Кислова., Е. В. Бунеева, М. М. Борисова, «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы - М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, «Подготовка к школе детей с недостатками речи» (автор – Г. А. Каше, использовалось программно-методическое пособие «Система работы со старшими школьниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» на основе образовательной системы «Школа 2100» «Детский сад 2100», в которых учитываются все принципы личностно-деятельного подхода.
Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:
- данные диагностических обследований специалистов детского сада, специалистов ПМПК;
- сведения полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;
- результаты психологического наблюдения за детьми;
- выбор оптимальных подходов в организации учебного процесса.
Была введена частичная интеграция некоторых видов занятий: (познание, математика, коммуникация) и совместные занятия (художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, музыкальное воспитание; так же совместное пребывание в одной группе и соблюдение всех режимных моментов, досугов, игр.
Так как в группе находились дети с разным уровнем психического развития, а обучать и воспитывать необходимо было всех и сразу, то приходилось искать новые подходы в совместном обучении и воспитании детей, учиться создавать комфортный психологический климат в группе (учет индивидуально-типологических особенностей детей при организации учебно-познавательного процесса; выбор варианта учебного плана, обеспечивающего доступность учебного материала; личностно - деятельностный подход к каждому ребенку; формирование навыков самооценки и самоконтроля, вести коррекционно-развивающую работу на всех этапах: познавательном, игровом, продуктивном, трудовом.
Работая в данной комбинированной группе сначала воспитателем, а затем учителем – логопедом мы с коллегами пришли к тому, что использование всех принципов личностно-деятельностного подхода (принцип личностного подхода, самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, диалогичности, построения образовательного процесса (интеграции учебного материала, с учетом возрастных и психологических возможностей каждого ребенка, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, а также методов и приемов ведет к коррекции и ликвидации обнаруженных затруднений у детей с ОЗВ и улучшает качество полученных ЗУН у детей с нормой в развитии, также воспитывается чувство толерантности, взаимопомощи и ответственности.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, подбор подходов, форм, методов, которые должны строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. Тогда совместное обучение и воспитание детей будет продуктивным, а дети счастливыми!