Людмила Шулигина
Личностно-ориентированный подход в ООД
▼ Скачать + Заказать документы
С введением ФГОС в настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, то есть выравнивается с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации. А значит, требуется обращение воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые позволяли бы образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Мы – взрослые в общении с детьми должны придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» наша цель – содействовать становлению ребенка как личности. Чтобы успешно справиться с это задаче, необходимо выбрать новые методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют постоянной цели развития личности. Изучив работы Е. Н. Степанова, Л. И. Уманского, Н. Вераксы, Амонашвили, я пришла к выводу, что дифференцированный подход в воспитании и обучении могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы. А чтобы этого добиться, пришлось пересмотреть свое отношение, свой подход к образовательному процессу. Основной формой обучения стало не только занятие, но и все виды деятельности. В самом общем виде структуру совместной деятельности с детьми можно определить следующим образом:
Публикация «Личностно-ориентированный подход в ООД» размещена в разделах
1. Постановка мною познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками.
Основные компоненты: мотивация – поможет мышке спрятаться в норке, или спасем принцессу от злого кощея и так далее, то есть постараться перенести из мира где ребенок жил до занятия в другой мир, в другую обстановку. Это не трудно сделать в силу возрастных особенностей детей.
Затем такой компонент – образ. Ребенок восходит к созданию образа. Что наш «образ» любит, чего боится. Затем идет анализ. Ребенок обращается к внешнему анализу темы занятия в форме переживаний. Это эмоциональный, чувственный этап. Затем идет обращение к личностно-смысловому анализу своей судьбы (смысловой и поисковый этап).я стараюсь сделать это через наглядность (картина, иллюстрации, изделия народных промыслов). После этого следует этап личностного действия (лепить, клеть, мастерить, выращивать растения). И в конце всего этого действа важно подвести правильно итог. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, зачем ему то, чему он обучался.
При создании мотивации, заинтересованности, стараюсь учитывать возрастные, индивидуальные, личностные интересы детей, половую принадлежность, создании интриги, игровой ситуации, которая побудила бы ребенка окунуться в гущу событий, вызвало стремление найти выход, помочь, понять.
При переходе к действенно-практической части стремлюсь учитывать не только уровни усвоения детьми программы, но и желание детей выполнять задания этой сложности, которые они хотят выполнять. При выборе уровня сложности выявляется уровень самооценки ребенка (завышенной, адекватной, заниженной). В процессе совместной деятельности побуждаю детей выдвигать способы решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение.
Если подвести итог, то личностно-ориентированное воспитание и обучение направленно на развитие воспитательных целей: мотивация, образ, анализ, действие, итог. Это наиболее приемлемая форма для передачи любых знаний. И создано оно лишь единственной целью – воспитать добро. Исходя из результатов итогового мониторинга, видна положительная динамика по уровню развития детей и уровню усвоения образовательных областей. Но главное то, что дети стали более уверенными в себе, не боятся мыслить, рассуждать, выдвигать гипотезы. А это говорит о том, что из них могут вырасти думающие личности. Хочется в это верить.