Марина Широбокова
Сценарий педсовета «Обеспечение условий для личностно — развивающего взаимодействия взрослых с детьми в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДСОВЕТ
Тема «Обеспечение условий для личностно-развивающего взаимодействия взрослых с детьми в ДОУ»
Цель:
методическое сопровождение педагогов по обеспечению условий для личностно-развивающего взаимодействия взрослых с детьми в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Активизировать и расширять знания по личностно-развивающему взаимодействию взрослых с детьми.
Публикация «Сценарий педсовета „Обеспечение условий для личностно — развивающего взаимодействия взрослых с детьми в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Развивать практические умения педагогов и использовать методы и приемы личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ.
3. Формировать в коллективе атмосферу творческого общения, сотрудничества и развивать рефлексивные умения педагогов.
Форма проведения: круглый стол.
Организационный момент.
В зале, где проходит педсовет, оформлены:
выставка «Дошкольнику об истории Отечества» (содержание выставки - методические пособия и разработки по формированию основ патриотизма и созданию основ духовно-нравственного начала, у детей дошкольного возраста);
Фотовыставка «Ребенок и родитель», отражающаявзаимодействие взрослых с детьми.
Подготовлено необходимое оборудование, раздаточный материал к педсовету. Столы и стулья стоят по кругу. В центре экран.
Раздаточный материал для участников:
Заготовки листочков и авторучек;
Глоссарий по теме
Карточки «Речевые формулы», «Речевые ориентиры», «Речевые инструкции»
ФГОС
Словарь терминов:
Личность, личностно-развивающее взаимодействие, личностно-ориентированная модель, общение, индивидуальность, самовыражение, субъективность.
Ход педсовета
Первая часть: На экране тема и слова «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». (Оскар Уайльд)
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вам выйти в центр зала и построиться в круг. Давайте поиграем.
1. Адаптационная игра «Выйди в круг
Цель: создать положительный настрой на творческо-продуктивную совместную деятельность.
Особенности организации:
Вам нужно выполнить мое задание. Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, шаг вперёд должны сделать столько человек, какое число прозвучит. Шаг назад можно будет сделать после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание нужно молча, следовать инструкции, ориентируясь только на действия друг друга.
Ведущий: Что вы ощущали во время игры? (Обмен мнениями)
Итак мы наблюдали, ориентировались, решали и действовали. Вместе можно совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим. И вместе мы сможем справиться с любой работой и любыми проблемами.
Занимаем свои места для творческой и продуктивной работы на педсовете.
Ведущий: Уважаемые коллеги! По традиции мы начинаем работу с анализа решения предыдущего педсовета. Слово для анализа Татьяне Викторовне воспитателю первой категории средней группы.
Предыдущий педсовет был посвящен особенностям построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС»
Выполнение решения:
1. Разнообразить в образовательном процессе различные формы организации детской деятельности (проектный метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация»)
2. Срок выполнения – в течение учебного года.
4. Продолжать работу по обогащению образовательной среды в ДОУ.
5. Пополнять в группах предметно-развивающую среду обеспечивающую условия для нравственно-патриотического развития детей.
Вторая часть:
Ведущий: В системе дошкольного образования произошли изменения:
Вышли новые документы – ФЗ-273 «Об образовании в РФ»Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования опирается на принципы, такие как гуманноличностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания, а также переход от педагогики требований к педагогике отношений. Согласно ФГОС ДО необходимо уважать и развивать личность ребенка, создавать условия для развития ребенка, формировать и поддерживать уверенность в собственных возможностях. А самое главное, взрослые должны научиться уважать достоинство каждого ребенка и учитывать его способности при организации образовательного процесса.
Мы знаем, что уже в 1989 году в концепции дошкольного образования, говорилось, о том что качество дошкольного образования определяется характером общения взрослого и ребёнка. И выделялись две основные модели общения: Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная. Личностно-ориентированная модель, где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Мы должны понять, что Личностно-ориентированное взаимодействие, ориентировано на человека. Таким образом, современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этой модели внесли такие ученые, как Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, И. С. Якиманская и др.
В дошкольной педагогике личностно - ориентированное образование получило теоретическое обоснование в исследованиях В. В. Давыдова, Л. М. Клариной, НА. Коротковой, HJL Михайленко, JLH. Перелыгиной, В. А Петровского, Л. П. Стрелковой и др.
Различные стили педагогического общения и типы взаимодействия педагога с детьми рассматривали (В. Н. Белкина, А. Г. Исмагилова, Е. О. Смирнова, Т. А. Репина и др.)
Ведущий: Внимательно посмотрите еще раз на название темы педсовета «Обеспечение условий для личностно-развивающего взаимодействия взрослых с детьми в ДОУ»
Давайте определим слово, которое, на ваш взгляд, раскрывает смысл темы.
(Один из педагогов записывает все слова на доске.)
Сейчас мы с вами записали, те важные слова, с которыми мы сегодня будем работать.
Ведущий: Итак, уважаемые коллеги! Мы воспитываем личность, которая будет успешна в тех условиях, в которых она развивается. А какие личностные качества мы хотим развить в ребенке? Давайте назовем их.
(Записываем на доске)
Ведущий: Уважаемые коллеги! Спасибо за ваши мнения. Мы помним, что результаты освоения программы дошкольного образования во ФГОС ДО определены как целевые ориентиры, это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Давайте поработаем с данным документом.
Участники открывают раздел 4 ФГОС ДО, пункт 6, данного раздела. Внимательно читаем целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и представляем вывод- как можно соотнести с темой нашего мероприятия,
Для того чтобы дальше продолжить нашу тему я предлагаю вам окунуться в мир «терминатологии» и вспомнить значения некоторых слов. Вам нужно соединить понятие с его определением.
ГЛОССАРИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
личностно-ориентированного взаимодействия
Определения Понятия
1. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. 1. Развитие
2. Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. 2. Общение
3. Человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. 3. Личность
4. Выражение представлений человека (субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувствах, убеждениях и желаниях. 4. Субъектность
5. Процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей. 5. Самовыражение
6. Неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни
6. Индивидуальность
7. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 7. Субъект
8. Система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. 8. Я-концепция
9. Деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Самоценная, самостоятельная профессиональная деятельность по созданию условий для саморазвития ребенка. 9. Педагогическая
поддержка
Таблица ответов….
Ведущий: Основные понятия, при осуществлении педагогических действий, являются главным инструментом мыслительной деятельности педагога. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Таким образом, личностно ориентированный подход в воспитании детей, связан с процессом взаимодействия. Взаимодействовать сегодня – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами, в отличие от противоположного подхода (авторитарном подходе, где они являются скорее объектами воздействия.
В рамках подготовки к педсовету мы провели тематический контроль. И одним из вопросов был - выявление причин, затрудняющих организацию личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
Для развития навыков партнерского взаимодействия воспитателя с участниками образовательных отношений необходимо решить ряд важнейших задач, среди которых можно выделить:
построение индивидуального стиля взаимодействия;
выделение времени для личностного общения с каждым ребенком;
повышение уровня умений у педагогов навыков партнерского
взаимодействия с детьми.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Давайте определим характерные черты личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.
1. Замысел личностно-ориентированного взаимодействия – создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей, оказание им в помощи в поиске и обретение своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческий способностей овладении умениями и навыками самопознания, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность). Освоение субъектной позиции проявляется через:
2. Мотив деятельности, обеспечивающий потребность ребенка включиться в деятельность;
3. Цель, в которой прогнозируется результат деятельности;
4. Содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
5. Средства, позволяющие реализовать замысел;
6. Результат, в качестве которого выступают речевая форма, поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др.
Ведущий: Как известно, на личность ребенка влияет позиция взрослого, это и педагога и родителей, если со стороны взрослых преобладает чрезмерный контроль, лишение самостоятельности, подавление личности, то у ребенка будет отсутствовать активность и самостоятельность, будет проявляться нерешительность, возможны даже невротические проявления в поведении. Если же наоборот взрослые проявляют по отношению к ребенку вседозволенность, то в дальнейшем это приведет к избалованности, неадекватной самооценке, проявлении негативных форм поведения.
Какой позиции всетаки придерживаться в воспитании детей? (вопрос к участникам) (Участники высказывают свою точку зрения, мнения). Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы знаем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте говорится об обеспечении эмоционального благополучия, поддержки индивидуальности и инициативы детей. Следовательно, для этого необходимо создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Педагогу необходимо научиться оказывать помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, т. е. создавать условия для развития творческого потенциала детей. Сегодня, обсуждая тему, мы рассмотрим способы педагогического взаимодействия с детьми в ДОУ. Давайте задумаемся
Что делает взрослый, если ребенок дает неправильный ответ, ошибается (ответы участников) и потом свой вариант - воспитатель делает замечание, указывает на ошибку. А согласно ФГОС ДО, педагог должен показать правильный способ или подвести к правильному ответу.
Ведущий: Какие же речевые формулы личностноориентированной модели педагогического взаимодействия мы можем использовать при поддержке детской иниуциативы и самостоятельности? (мнения участников).
У вас на столе лежат карточки. Выберете карточку №1 «Речевые формулы». Эти речевые формулы помогут вам поддержать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обеспечат эмоциональное благополучие, поддержат индивидуальность и инициативу детей. Но есть среди них и те которые не относятся к личностно-ориентированной модели. Найдите их.
Карточка № 1:
(«Интересно… А почему тебе так кажется?»; «А как можно узнать?»; «А если так, то, что получиться?»; «Так как же это называется? Ты согласен?» «Покажи нам как надо»)
Если ребенок теряет интерес к какойлибо деятельности, то взрослый, чтобы поддержать интерес и довести дело до конца может простимулировать речевыми ориентирами.
Возьмите карточку №2 с речевыми ориентирами и выберите те, что не относятся к личностно –ориентированной модели. Карточка № 2: :
(«У тебя обязательно все получится. Только давай…», «Может ты попробуешь вот так?. Я думаю, ты справишься, ведь ты такой ловкий, аккуратный…», «Зачем мы это делаем? Ты хочешь помочь?».
Как вести себя взрослому, если ребенок нарушает нормы поведения? А если попробовать обсудить с ребенком на равных способы решения конфликта или сделать акцент на достоинствах ребенка. Оценить результат деятельности детей помогут речевые инструкции. Поработаем с карточками «Речевые инструкции» №3. Задание то же. Найти речевые инструкции не относящиеся к личностно – ориентированной модели.
Карточка № 3:
Я заметила, что ты сегодня очень хорошо…», «Особенно тебе уда- лось…», «Вот это у тебя замечательно получилось».
Ведущий: Уважаемые коллеги, спасибо за участие. Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, (ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д.) должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решение о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность.
Ведущий: Продолжая наше методическое мероприятие, нам необходимо обсудить некоторые вопросы более глубоко, чтобы принять решение, которое будет направлено на развитие. Я приглашаю вас к дискуссии:
1. В чем, на ваш взгляд, заключается сущность личностно – развивающего взаимодействия?
2. Предполагает ли личностно-ориентированный подход, определенной позиции педагога?
3. Как вы думаете, какие условия влияют на эффективное личностно-развивающее взаимодействие?
Ведущий: Благодарю за ваши мнения и суждения. Вы отметили, что одно из условий, влияющих на эффективное взаимодействие, является взрослый. Слово предоставляем (как зовут) педагогу-психологу
Выступление педагога-психолога Елены Михайловны.
«Позиция взрослого в общении с детьми дошкольного возраста»
(Упражнение на общение)
Ведущий: Мы говорили с вами о том, что на развитие личности также влияет РППС. На предыдущем педсовете мы приняли с вами решение о развитии РППС, обеспечивающей условия для нравственно-патриотического развития детей. С этой целью мы выполняли домашнее задание по созданию вами условий для формирования нравственно-патриотического понятия и чувства. Особое внимание уделялось подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Все внимательно смотрим и если возникают вопросы задаем.
Выступления воспитателей. Домашнее задание (представление презентаций)
Ведущий: Сегодня уже обсуждалось, что на процесс личностно-развивающего взаимодействия, также влияет семья.
На законной основе (ФЗ-273)Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. И сегодня своим опытом взаимодействия с семьей и вовлечение ее в образовательный процесс поделиться воспитатель средней группы Елена Викторовна.
Презентация опыта работы Елены Викторовны, воспитателя средней группы
Ведущий: Мы сегодня затрагивали вопрос эффективности взаимодействия. Давайте сами попробуем разработать показатели эффективности взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
Работа в группах, на листочках. Каждая группа представляет и защищает свой вариант.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи можно считать:
1. Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ.
2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ.
3. Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.
4. Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.
5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
6. Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
7. Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.
8. Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осо-знание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.
Заключительная часть.
Обсуждение и принятие проекта решения.
1. Продолжать работу по изучению проблемы личностно-развивающего взаимодействия взрослых с детьми в ДОУ в разных формах методической работы.
( срок: до 1 мая 2016 года ответственные: воспитатели)
2. Внедрять разные формы взаимодействия с семьей на интерактивной основе.
( Срок: до 1 июня 2016 года ответственные: ст. воспитатель, воспитатели)
3. Развивать деятельность педагогов по оптимизации детско- родительских отношений. Подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Обеспечение условий для личностно-развивающего взаимодействия взрослых с детьми»
4 Совершенствовать практические умения педагогов в использовании технологий личностно-развивающего взаимодействия.
Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
Игра с мячом «Вырази свое отношение к происходящему»
Незаконченное предложение или продолжи фразу: Сегодняшний педсовет помог…. Для себя определили… Мне еще трудно… Буду применять на практике….Мне сегодня было…Положительным моментом отмечаю…