Получи документы

Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

Марина Шоронова
Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие игры и игрыголоволомки являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б. П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, хорошо описанных в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» с детства уважал головоломки.

Б. П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.

Публикация «Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» размещена в разделах

Эти игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление, эмоционально захватывают.

Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т. п.). Механические головоломки предоставляют большие возможности для манипуляций с деталями и тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки руки к письму, а также является важным условием умственного развития ребёнка.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, игры-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Нужно быть решительным, чтобы сделать в стратегической игре правильный ход, учитывающий будущую победу; нужно быть решительным, чтобы выбрать игру, зная, как тяжело будет решить поставленную задачу. Но дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность перед будущей трудностью выполнения задания. Игры с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.

Успешность освоения детьми дошкольного возраста развивающих игр и игр-головоломок зависит от правильного педагогического руководства и выбора игры, которое должно быть направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к играм подобного рода, на активизацию умственной деятельности, постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, обучение детей соответствующим практическим умениям.

Одним из важнейших компонентов руководства является подбор развивающих игр и игр-головоломок с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.

Развивающие игры-головоломки требуют в этом отношении особой осторожности. Что же можно считать критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо головоломка предназначена, например, для детей дошкольного возраста, то означает ли это, что каждый дошкольник обязан с ней справиться? Разумеется, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других доступной. Индивидуальные различия между детьми (способности, уровень развития и др.) бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста подходит та или иная игра, очень трудно, а иногда и невозможно.

Подбирать игры необходимо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но, когда удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, ребёнок испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, чувство собственного достоинства, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель игры достигнута.

В нашей группе уже со среднего дошкольного возраста создан богатый «Развивающий уголок» математического содержания, который постоянно пополняется и обогащается. Он содержит различные игры, изобретенные Б. П. Никитиным и приобретенные в магазине, а чаще изготовленные своими руками. Вот их перечень: «Рамки вкладыши Монтессори», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точечки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Дроби», «Внимание». Также имеется игра «Квадрат Воскобовича», двухцветный в количестве на каждого ребенка и руководство к игре, которым можно свободно пользоваться каждому. Много в «Уголке» игр-головоломок: «Танграмм» (на каждого ребенка); «Сфинкс», «Пифагор», «Пентамино», (на полгруппы детей); «Гексамино», «Летчик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра». Большой популярностью у ребят пользуются счетные палочки и математические наборы. С удовольствием ребята осваивают «Математический квадрат», играют с «Блоками Дьенеша». Всегда в «Уголке» имеются в достаточном количестве различные графические задания: на логику, прохождение лабиринта, нахождение недостающего или лишнего элемента, математические ребусы.

Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь». Все игры должны находиться в свободном доступе, но представлены не все сразу, т. е. меняется их состав, чтобы не потерять интерес к игре, успеть соскучиться по ней. Помощь педагога не должна превышать необходимый минимум, а чаще вовсе отсутствовать. Чем большее число заданий ребенок выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще две ступени развития : первая – сокращение времени на выполнение задания. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества, когда он, складывая, придумывает новые модели. Когда вы наблюдаете такую картину. тогда можете быть довольны: вы достигли наилучшего результата – ребенок начал сам творить.

Вот некоторые из правил, которые нам дает Б. П. Никитин при организации развивающих игр и игр – головоломок:

1. Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Радуйтесь любому достижению ребенка – это окрыляет его, это залог его будущих успехов.

2. Заинтересовывайте ребенка, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Развивающие игры- игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом.

4. Прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, следует сделать перерыв, затем начать с более легких заданий.

7. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» о ней на месяц, затем «случайно» вспоминайте о ней.

8. Берегите игры, не ставьте их вровень с остальными игрушками.

9. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Зарисовывайте новые задания, фигуры, модели.

10. Можно по секундомеру или по часам устраивать соревнования на скорость решения задач

Желаем вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
Опубликовано: 21 января 2020 в 20:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шоронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД