Марина Шоронова
Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры и игры – головоломки являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б. П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, хорошо описанных в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» с детства уважал головоломки.
Б. П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.
Публикация «Развивающие игры и игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Головоломки для детей
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Эти игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление, эмоционально захватывают.
Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т. п.). Механические головоломки предоставляют большие возможности для манипуляций с деталями и тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки руки к письму, а также является важным условием умственного развития ребёнка.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, игры-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Нужно быть решительным, чтобы сделать в стратегической игре правильный ход, учитывающий будущую победу; нужно быть решительным, чтобы выбрать игру, зная, как тяжело будет решить поставленную задачу. Но дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность перед будущей трудностью выполнения задания. Игры с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.
Успешность освоения детьми дошкольного возраста развивающих игр и игр-головоломок зависит от правильного педагогического руководства и выбора игры, которое должно быть направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к играм подобного рода, на активизацию умственной деятельности, постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, обучение детей соответствующим практическим умениям.
Одним из важнейших компонентов руководства является подбор развивающих игр и игр-головоломок с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.
Развивающие игры-головоломки требуют в этом отношении особой осторожности. Что же можно считать критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо головоломка предназначена, например, для детей дошкольного возраста, то означает ли это, что каждый дошкольник обязан с ней справиться? Разумеется, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других доступной. Индивидуальные различия между детьми (способности, уровень развития и др.) бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста подходит та или иная игра, очень трудно, а иногда и невозможно.
Подбирать игры необходимо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но, когда удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, ребёнок испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, чувство собственного достоинства, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель игры достигнута.
В нашей группе уже со среднего дошкольного возраста создан богатый «Развивающий уголок» математического содержания, который постоянно пополняется и обогащается. Он содержит различные игры, изобретенные Б. П. Никитиным и приобретенные в магазине, а чаще изготовленные своими руками. Вот их перечень: «Рамки вкладыши Монтессори», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точечки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Дроби», «Внимание». Также имеется игра «Квадрат Воскобовича», двухцветный в количестве на каждого ребенка и руководство к игре, которым можно свободно пользоваться каждому. Много в «Уголке» игр-головоломок: «Танграмм» (на каждого ребенка); «Сфинкс», «Пифагор», «Пентамино», (на полгруппы детей); «Гексамино», «Летчик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра». Большой популярностью у ребят пользуются счетные палочки и математические наборы. С удовольствием ребята осваивают «Математический квадрат», играют с «Блоками Дьенеша». Всегда в «Уголке» имеются в достаточном количестве различные графические задания: на логику, прохождение лабиринта, нахождение недостающего или лишнего элемента, математические ребусы.
Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места» и «не шуметь». Все игры должны находиться в свободном доступе, но представлены не все сразу, т. е. меняется их состав, чтобы не потерять интерес к игре, успеть соскучиться по ней. Помощь педагога не должна превышать необходимый минимум, а чаще вовсе отсутствовать. Чем большее число заданий ребенок выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще две ступени развития : первая – сокращение времени на выполнение задания. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества, когда он, складывая, придумывает новые модели. Когда вы наблюдаете такую картину. тогда можете быть довольны: вы достигли наилучшего результата – ребенок начал сам творить.
Вот некоторые из правил, которые нам дает Б. П. Никитин при организации развивающих игр и игр – головоломок:
1. Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Радуйтесь любому достижению ребенка – это окрыляет его, это залог его будущих успехов.
2. Заинтересовывайте ребенка, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3. Развивающие игры- игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом.
4. Прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, следует сделать перерыв, затем начать с более легких заданий.
7. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» о ней на месяц, затем «случайно» вспоминайте о ней.
8. Берегите игры, не ставьте их вровень с остальными игрушками.
9. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Зарисовывайте новые задания, фигуры, модели.
10. Можно по секундомеру или по часам устраивать соревнования на скорость решения задач
Желаем вам творческих успехов!