Приложение МААМ

Создание развивающей среды по ФГОС в группах раннего возраста

Наталья Богович
Создание развивающей среды по ФГОС в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС. Создание развивающей среды в группах раннего возраста"

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 101»

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 101»

Богович Наталья Николаевна

Публикация «Создание развивающей среды по ФГОС в группах раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 1 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека. Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей. Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.

В нашем дошкольном учреждении работа проводится в несколько этапов:

-подготовительный;

-этап наблюдения;

-этап анализа и выводов.

Задачи первого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Проблемы, связанные с поступлением ребёнка в группу раннего возраста, начинаем с организации и повышения педагогической компетентности родителей. В нашем дошкольном учреждении существует консультационный клуб для родителей.

Основными функциями клуба являются:

-облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;

-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;

-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;

-сохранение и укрепление здоровья;

-содействие личностному развитию детей раннего возраста;

-оказание медико-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

Планирование консультационного клуба осуществляется с учетом запросов и пожеланий родителей. В программе клуба – знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, консультации по вопросам питания, организации гигиенических процедур, игровой деятельности детей, развития речи. На родительских собраниях знакомим родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста, с особенностями адаптационного периода. Проводится анкетирование родителей. Воспитатели проводят предварительное анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в дошкольноё учреждение. Результаты анкетирования обрабатываются, и на заседании медико-педагогического совета даётся прогнозирование течения адаптации.

Практикуем предварительное знакомство родителей и ребёнка с детским садом. Родители могут познакомиться с условиями, где будет находиться их ребёнок, с помещениями спальни, групповыми помещениями.

При организации поэтапного приё ма вновь поступающих детей выработаны следующие правила:

• утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;

• принимать не более 1-2 новых детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить каждому ребенку максимум внимания;

• время пребывания в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка к условиям детского сада. Данный вопрос решается совместно со старшей медсестрой и воспитателями;

• в период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы.

Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями ведётся наблюдение за ребёнком. Одновременно проводится оценка уровня развития ребёнка, медицинским работником отслеживается заболеваемость, соответствие антропометрическим показателям физического развития.

На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями, через консультирование, рекомендации, посещение родительских собраний. Совместно с медработником намечается дальнейшая работа.

На последнем этапе анализа и выводов происходит обработка результатов мониторинга и, если возникают вопросы, разрабатывается план работы с данным ребёнком со специалистами нашего дошкольного учреждения.

Педагогический процесс организуем в соответствии с программой «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Исходя из программных задач, и в соответствии с требованиями, сетка занятий включает в себя в группе раннего возраста : 2 занятия по развитию движений, 2 – музыкальных занятия, 2 - по расширению ориентировки в окружающем, 1 - по развитию речи, 1 – занятие со строительным материалом, 2 – с дидактическим материалом. В первой и второй младших группах :3 занятия по развитию движений, 2 музыкальных и по одному занятию по познавательному развитию, развитию речи, изобразительной деятельности. Разработали перспективное планирование на год по всем видам деятельности. Организация работы с детьми включает игры - занятия, индивидуальную игровую деятельность, прогулки. В ДОУ разработана картотека прогулок на все сезоны. Занятия проводим по подгруппам (так малыши лучше усваивают материал). Планирование индивидуальной и совместной деятельности в утренние и вечерние часы, происходит согласно циклограмме. При организации работы с детьми раннего возраста большое значение придаём соблюдению режим дня, смены видов деятельности, сна и прогулок.

Одним из определяющих факторов воспитания ребенка является предметно-развивающая среда. В раннем возрасте малыши проявляют большой интерес к окружающему миру, но при этом беспомощны и зависимы от взрослых. Оборудование всех помещений дошкольного учреждения безопасны для детей и удовлетворяют их познавательные интересы. Очень важно, чтобы организация среды групповых помещений была привлекательна для воспитанников, вызывала интерес к игровой деятельности, помогала ребенку осваивать окружающий мир, общению со сверстниками и педагогом. Работа по организации развивающей среды подчинена «Санитарным правилам устройства и содержания детских дошкольных учреждений». Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно.

Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель, диваны. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счёты, горки для катания предметов, кубики, лабиринты, набор объёмных геометрических форм. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику. В уголках конструирования имеется различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики разных размеров, разнообразные конструкторы.

В каждой группе есть кукольный уголок, где дети совместно с воспитателем получают сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладевают навыками действий с этими предметами. В игровых уголках собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта; игровая мебель: кроватки, стол, шкафы для посуды, куклы, посуда, комплекты постельного белья.

Особое внимание в группах раннего возраста уделяем познавательно-речевому развитию. Считаем одним из важных условий развития речевой активности детей организацию речевых уголков, которые привлекают ребят яркими книжками, картинками. Все они оформлены в соответствии с методическими рекомендациями.

Немаловажное значение для развития речи малыша имеют занятия в уголках театрализованной деятельности, которые снабжены разными видами театров, ширмой, дети могут послушать сказку, поиграть в игры-драматизации. С первых дней жизни ребенок стремится к общению. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим, мы используем кукольный театр. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников.

При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и оформление, и музыка.

Дети любят смотреть спектакли кукольного театра, он им близок, понятен и доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, котика, которые ожили, задвигались, заговорили.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы.

Именно в этом возрасте очень полезно, в доступной форме, показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка дошкольникам. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют поручения, дают советы, предупреждают об опасности героев сказки.

Из всех видов кукольного театра в нашем саду наибольшей популярностью пользуются: театр картинок (на фланелеграфе, на картоне) и театр игрушек.

Театр на фланелеграфе наиболее прост в изготовлении и показе, дети с удовольствием разыгрывают представления в свободное время.

При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является посредником между детьми и персонажами. В кукольном театре все мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми.

В театре игрушек все объемное, на ряду со специальными игрушками мы используем и обычные детские куклы, и игрушки.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей во многом зависит от выбора репертуара, художественного оформления, подготовке и проведению спектакля.

Мы стараемся проводить эту работу качественно, не забываем, что кукольный театр – это первое приобщение малышей к театру, к искусству. В работе по приобщению детей к театрализованной деятельности используем методики:

1. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам».

2. Авторская методика Н. Ф. Соколовой «Театральные занятия с куклами».

Занятия проводятся один раз в две недели во второй половине дня.

Первые знания об экологии дети получают, наблюдая за изменениями на участках детского сада и в уголках природы. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время разработано планирование прогулок по сезонам. В работе используем технологию С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».

Роль музыки в снятии психо - эмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Многие пособия для развития музыкальных способностей воспитатели делают своими руками, оформляя музыкальные уголки. В каждой группе есть фортепиано, аудио - кассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными.

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому очень важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для этого. Педагоги создают условия для развития изобразительной деятельности, оформляя уголки, заботятся о том, чтобы в поле зрения малыша оказались цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага. Ребенок может самостоятельно рисовать, для этих целей детям предлагаются крупные трафареты различных животных, овощей, книжки-раскраски. Используем и нетрадиционные способы рисования и лепки. Наша цель на данном этапе закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия.

Организация развивающей среды направлена на социально-личностное развитие ребёнка, поэтому в группах есть различные уголки для игр девочек и мальчиков, уголки ряженья, уголки уединения.

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребёнка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В группах созданы уголки для развития движений, где есть все необходимое оборудование: массажные коврики, различные полянки, дорожки и пеньки для перешагивания, воротики для подлезания, мячи разного размера и фактуры, ленточки, султанчики, платочки, маски и шапочки, необходимые для проведения утренней гимнастики, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами, качалки, тележки, каталки, коляски. Они дают детям возможность активно двигаться.

В ДОУ организованы уголки для родителей. В них дается подробное описание режима дня детей, расписание образовательной деятельности, имеется информация о развитии детей, о проведенной диагностике.

Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходим высокий профессиональный уровень педагогов и младшего обслуживающего персонала групп раннего возраста. Поэтому постоянно совершенствуется система методической работы. Педагогические работники ДОУ посещают курсы повышения квалификации, участвуют в районных семинарах, конкурсах и выставках. Основными задачами методической работы являются:

• научить педагогов и обслуживающий персонал ДОУ находить подход к каждому ребёнку, уважать ребёнка как личность, быть внимательным, отзывчивым;

• сформировать умения наблюдать и анализировать поведение детей, уровень их развития; - осуществлять грамотный контроль за нервно-психическим развитием детей;

• профессионально консультировать родителей по вопросам педагогики и психологии раннего детства.

Методическая работа включает в себя:

• работу медико-педагогического совета, в состав которого входят заведующий ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, медицинская сестра.

На заседаниях медико-педагогического совета организуются консультации для воспитателей: «Взаимодействие воспитателя с родителями в адаптационный период», «Особенности детей раннего возраста», «Организация работы групп раннего возраста в период адаптации», «Особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста» и др., мини-лекции, индивидуальные консультации, практические занятия.

- разработку рекомендаций для воспитателей:

• по оснащению помещений ДОУ для детей раннего возраста

• по организации первой встречи с родителями

• по организации предметно-развивающей среды

-создание картотеки игр в адаптационный период; требований к проведению таких игр

- работа с младшим обслуживающим персоналом:

консультации: «Засыпаем, кушаем и потешку слушаем», «Речевая среда в ДОУ».

Мастер - классы: «Украшаем группу к новому году».

Анализ уровня адаптации детей показывает, что процент числа детей с тяжёлой степенью адаптации не высок. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты с взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильной организации работы всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей.

Развивающая и, постоянно обновляющаяся предметная среда, позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребёнка.

Родители детей, поступающих в детский сад, повышают свой уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста, растет количество родителей, доверяющих воспитателю, активность родителей в подготовке детей к детскому саду. Младшие воспитатели всё более активно принимают участие в воспитании детей.

Таким образом, чёткая, профессиональная работа педагогов, медицинского работника, младших воспитателей, участие родителей, заинтересованность всего коллектива ДОУ, создает полноценную развивающую среду, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материаловСоздание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материалов Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды. Проблема недостаточности.

Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста (от 1,5 до 2-х лет) Одним из определяющих факторов воспитания детей является.

Создание современной развивающей среды в группе детей раннего возрастаСоздание современной развивающей среды в группе детей раннего возраста В связи с введением ФГОС дошкольного образования, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы.

Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образованияСоздание в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Фотоотчет развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего возраста. Цель: создание в группе развивающей предметно-пространственной.

Методические подходы к использованию предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП в группах дошкольного возраста Методические подходы к использованию предметно – пространственной развивающей среды по ФЭМП В группах дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развитияОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в группе раннего развития Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и оригинальным. В нашей группе.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Структура образовательного проекта Актуальность проекта. В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В мою группу ходят дети с младшей группы.

Создание развивающей среды в группе раннего возраста. Бизиборд «На приёме у врача»Создание развивающей среды в группе раннего возраста. Бизиборд «На приёме у врача» Тематический бизиборд «НА ПРИЁМЕ У ВРАЧА» (Для игровой ситуации "Больница"). Автор. Пестова Ольга Васильевна. Воспитатель 1-й категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей среды по ФГОС в группах раннего возраста
Опубликовано: 15 марта 2018 в 11:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей среды по ФГОС в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Богович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД