Юля Чуркина
Создание современной развивающей среды в группе детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением ФГОС дошкольного образования, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, необходимо грамотно подойти к созданию развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении. Хочу поделиться опытом своей работы.
При создании современной предметно- пространственной образовательной развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
Публикация «Создание современной развивающей среды в группе детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,2) познавательная,3) речевая,4) художественно-эстетическая,5) физическая.
1/Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
В среде выделены следующие зоны для разного вида активности:
- активная зона (центр двигательной активности, игры, музыкально театрализованной деятельности, конструирования)
- рабочая зона (центр продуктивной и творческой деятельности, правильной речи и моторики, познавательной и исследовательской деятельности)
- спокойная зона (центр отдыха, книги, природы).
При создании предметной среды я руководствовалась следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
Содержательно-насыщенной
Безопасной
Вариативной
Доступной
Полифункциональной
Трансформируемой
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Доступность:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность :
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки, мебель, посуду должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Вариативность : предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
Но еще хочется дополнить, что нетолько купленными игрушками и пособиями пользуются дети, но исделанные своими руками из безопасного для здоровья детей материалами (пряжа, ткань, бумага, картон, дерево).
А так же в своей группе как вариативность, я использую ИКТ (информационно-компьютерные технологии, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. В связи с этим я, в большей степени, становлюсь соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает мне реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Полифункциональность :предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;Трансформируемость: этот данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Физкультурный зал. Учимся быть смелыми, ловкими и быстрыми.
Музыкальный зал. Очень просторный и красивый.
На этом образовательный процесс не заканчивается, малыши с удовольствие любят путешествовать по территории детского сада. Гулять на площядке.
Путешествуя по экологической тропе мы гуляем у озера, где плавают лебеди, утки, гягушки. Заходем в лес нетронутой природы. Наблюдаем за цветущими растениями клумб, любим ухаживать за овощами в небольшом огородике. В фруктовом саду собираем вкусные яблочки и тем самым учимся определять: свекла растет на грядке, яблоко на дереве. С удовольствием посещаем хозяйский дворик знакомимся с домашними животными.
И в заключении хочется сказать, главной задачей в воспитании дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Мне важно чтобы ребёнок всегда чувствовал себя любимым и неповторимым.