Юлия Аёшина
Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
(от 1,5 до 2-х лет)
Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
При создании предметно-развивающей среды в группе педагоги должны подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены детям раннего возраста, но ещё и следовать принципу опережающего характера. Желательно, чтобы приблизительно 15% материалов в группе было предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. Предметы обстановки группы надо подбирать так, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.
Развивающая среда не должна быть статичной, иначе она перестанет стимулировать развитие, а будет тормозить его. Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее её надо насыщать и реорганизовывать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек надо заменить, поддерживая тем самым интерес детей.
Основная задача педагогов — помочь детям раннего возраста справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, надо стараться организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.
Условно предметно-развивающую среду можно разделить на центры:
1. Центр развивающих игр.
2. Центр двигательной активности.
3. Центр музыкальных игр.
4. Центр театрализованных игр.
5. Центр игр-экспериментов.
6. Центр, объединяющий уголок изобразительной деятельности и книжный уголок.
1. Центр развивающих игр.
В нем должен обязательно присутствовать
дидактический стол. Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:
- проведение игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально;
- побуждение детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Комплектация дидактического стола стандартная, включающая дидактические игрушки для развития мелкой моторики рук: специальные пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, матрёшки, шнуровки и т. д.
Кроме этого в центре развивающих игр должны быть:
- дидактические игры на определение формы, цвета, величины предметов;
- наборы «Собери бусы»;
- игры-вкладыши;
- разнообразные лото;
- парные картинки;
- разные виды мозаики и конструкторов;
2. Центр двигательной активности призван удовлетворить потребность детей в движении.
Для этого необходимы:
- пособия для подвижных игр (шапочки, флажки, ленточки и т. д.)
- мячи разного размера;
- крупные игровые мягкие модули;
- деревянные лошадки, мостики;
- игрушки-качалки;
- массажные дорожки и коврики;
-горка;
- сухой бассейн.
3. Центр музыкальных игрушек.
Поскольку раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создать условия для экспериментирования ребенка со звуками.
В группе должны быть :
- детские музыкальные инструменты – металлофон, гармошка, барабан, дудочка, колокольчики;
- шумовые инструменты – погремушки, бубны, шумелки;
- музыкальные игрушки – музыкальная шкатулка, волчок, шарманка, неваляшка, игрушки с фиксированной мелодией.
Игры и специальные занятия с этими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться, различать на слух различные звуки.
4. Центр театрализованных игр включает:
- пальчиковый театр;
- театр игрушки;
- настольный театр;
- уголок ряжения.
Театрализованные игры развлекают, воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, раскрепощают ребенка.
5. Центр игр-экспериментов.
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.
Для развертывания этой деятельности необходимы:
- различные виды бумаги, перышки;
- песок, камушки (дети могут изучать свойства песка, закапывать и находить в нем мелкие игрушки, для этого понадобятся совочки, ведерки, лейки, формочки)
- вода (дети могут лить воду на мельницы, переливать из бутылочки, пускать в ней лодочки, рыбок)
6. Книжный уголок размещают таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать книги для рассматривания и убирать их на место. В группе должен быть уголок изобразительной деятельности, в котором дети закрепляют способы работы с художественным материалом – бумагой, карандашами, фломастерами.