Раиса Михайличенко
Методические подходы к использованию предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП в группах дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические подходы к использованию предметно – пространственной развивающей среды по ФЭМП
В группах дошкольного возраста в условиях
ФГОС
Воспитатель МБДОУ детский сад №70.
Михайличенко Р. Г.
Г. Ставрополь.
Публикация «Методические подходы к использованию предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП в группах дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно – прстранственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем параметрам, т. е. организации предметно – пространственной развивающей среды. Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста.
Вопрос организации предметно – пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального Госстандарта ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Сейчас я представлю схему предметно – пространственной развивающей среды у себя в групповой комнате.
Три зоны: образовательная, подвижная и спокойная зона.
Каждая зона делится на центры.
Образовательная зона включает в себя такие центры:
1. «Сосчитайка» – центр математики
2. «АБВГДейка» – Центр грамотности
3. «Умелые ручки» - центр творчества
4. «Мультистудия»
5. «Хочу все знать» - центр экспериментирования.
Подвижная зона: включает в себя
1. «Островок безопасности» - ПДД
2. «Здоровячок» - центр спорта
3. «Мы играем» - игровой центр
4. «Мы артисты» - театральный центр
5. «Веселые нотки» - музыка
6. «Строим сами» - конструирование
Спокойная зона включает:
1. «Моя Родина, мой край»
2. «Веселые странички» - книжный центр
3. «Зеленый уголок»
4. «Уголок уединения
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Много лет я работаю над центром математики под названием «Сосчитайка». Здесь у меня сосредоточено большое разнообразие дидактического материала: магнитная доска, наборы карточек на составление цифр и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, кубики Никитина. Представлены различные виды мозаик. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук, Блоки Дьенеша. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Весь материал в этом центре очень богат по содержанию, по развивающим функциям.
Я хочу подробно остановиться на работе с таким методическим материалом как блоки Дьенеша. Это наиболее эффективный дидактический материал, который дает возможность формировать в комплексе восприятие, мышление и речь ребенка.
Блоки Дьенеша можно использовать, начиная с раннего возраста.
Они знакомят детей с геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине. Способствуют развитию логического мышления, помогают развивать у дошкольников умение выявлять разнообразные свойства, называть их, обобщать объекты по одному или нескольким свойствам, дают детям первое представление о таких понятиях, как алгоритмы, логические операции, способствуют развитию речи, развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Набор блоков включает четыре формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; три цвета: красный, синий, желтый; два размера : большие и маленькие. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Задания детям: Что это у меня? кубики. Были кубики, а сейчас станут рыбки. Кубики, в рыбок превратитесь! Ариша, поймай мне большую рыбку. Какую рыбку ты поймала? А сейчас поймай все квадратные рыбки. Каких ты поймала рыбок?
Ариша, поймай мне рыбку не красную. Поймай всех рыбок больших и т. д.
Как видите, несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, но вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и гигиенические свойства, но и возможный психический эффект для развития ребенка. Игрушки не должны вызывать у детей агрессии по отношению к людям, животным, а они должны вызывать интерес у детей. Это нужно учитывать при проектировании предметно – пространственной развивающей среды. Среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие видов деятельности, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников, и их жизненный опыт.