Лилия Петрова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд
2. слайд
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия.
3. слайд
Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей, Оптимальные условия» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовано его предметное окружение соответствующее его росту, действиям рук и предметному миру взрослых.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вводя в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
4. слайд
Развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, в группе детского сада представлена центром «Академия почемучек», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
5. слайд
С этой целью центр «Академия почемучек»» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.
1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы).
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Функциональная роль центра «Академия почемучек»
- исследовательская;
- познавательная;
- приобретение навыков работы с исследовательскими приборами.
Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т. п. Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.
Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы : для предметной деятельности и для детского экспериментирования.
Предметно-развивающая среда в группе и детском саду должна служить зоной опережающего развития детей.
6. слайд
Специально созданная предметно-развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и развитию познавательной активности детей и под-держания интереса к экспериментальной деятельности:
Уголок экспериментирования в группе, оборудованный с учетом опре-деленных требований к оформлению и содержанию.
Центры познавательного развития в ДОУ, где дети получают допол-нительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, со-циальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни.
Здесь дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстни-ками, или заниматься самостоятельным творчеством.
7. слайд
Оптимальные условия для экспериментально -исследовательской работы детей в группе.
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспери-ментами, исследованиями, опытами, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощ-ряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному эксперименти-рованию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой дея-тельности детей.
4. Создание в группах уголков, лабораторий, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследова-тельских работ.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследова-ниям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты,
9. сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
10. Разработка методов стимулирования и поощрения детей - активных исследователей.
11. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних усло-виях.
Исходя из теоретического материала и учитывая практический опыт, можно согласиться с высказыванием Рубинштейна, что «показателем зрелости развития ребенка является свободная и самостоятельная игровая деятельность».
В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОУ. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.
8. слайд
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления. Обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.
В ходе работы в нашей группе по формированию элементарных математических представлений, экспериментирование, представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов.
9. слайд
Например, дети берут три одинаковых по величине и цвету предметы, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, и проводят эксперимент, в котором сравниваются предметы, проявляются признаки их сходства и различия. Наши дети делают вывод: масса трех одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала.
10. слайд
Аналогично дети устанавливают, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего, например, два одинаковых предмета 2 кубика паралоновый и деревянный;
11. слайд
или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу, например два кубика паралоновый и из ЭВА материала (вспененный полимерный композитный материал). Проводя выше описанные виды экспериментов, детьми усваиваются, такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.
12. слайд
Другой эксперимент, проводимый с детьми с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда. Для этого понадобятся: стакан или кружка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Мы с детьми наливаем в стакан или кружку воду до краев, причем педагог обращает детское внимание на количество налитой воды в стакан или кружку, затем переливаем в имеющиеся сосуды воду из стакана. На последнем этапе эксперимента следует воду перелить в первоначально взятый стакан (кружку). Мы спрашиваем у ребят: «что изменилось?», «стало ли воды больше или меньше?», «почему?» и т. д. в ходе эксперимента мы с детьми обращаем внимание на форму и величину сосудов. В результате проведения данного опыта наши дети выявляют неизменность объема, и закрепляют понятие «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. После окончания эксперимента делаем с детьми заключение о том, что определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах.
13. слайд
Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, мы предлагаем детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. В экспериментальном уголке лежит расходный материал в форме квадрата, прямоугольника, круга. Дети имеют возможность экспериментировать с этими формами, выбирая самостоятельно пути деления геометрических фигур на части: складывание, разлиновка, разрезание.
14. слайд
Экспериментирование по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность, любопытство, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, наши дети с удовольствием занимаются математикой, стремятся узнать новое, а наша задача как педагогов создать условия, т. е. создать развивающую среду, которая будет доступна детям, безопасна, вариативна.
15. слайд