Надежда Семенчук
Занятие в фольклорном стиле «Весело поём, играем, инструменты изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
по художественно – эстетическому развитию
«Весело поём, играем, инструменты изучаем»
Музыкальный руководитель
Семенчук Надежда Александровна
Цель: вызвать интерес детей к народному творчеству
Задачи:
- развивать музыкально – двигательное творчество;
- формировать интерес к изучению музыкальных инструментов;
-поддерживать индивидуальные творческие проявления в музыкальной деятельности, ролевом поведении, речевом интонировании.
Темочки:
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, скамейки для детей накрытые дорожками, костюмы для детей в народном стиле, пустая коробка и резинка для демонстрации создания инструмента.
Музыкальные инструменты: маракасы, ложки, бубен, бубенчики, гусли, трещотки, ксилофон, металлофон.
Репертуар: русская народная песня на вход «Во саду ли в огороде», русский народный танец – игра «Я по горенке хожу»,считалка «За морями, за горами», дразнилка «Командир полка»
фонограммы со звучанием музыкальных инструментов: балалайка, гармошка, гусли, свирель; русская народная песня «Тень – тень» под баян, с инструментами и театрализацией, подвижная игра по командам «Музыкальные змейки».
Презентация с изображениями по теме занятия, музыкальной викториной, историей гуслей.
Ход занятия
1 слайд Русская деревня.
Звучит на вход детей русская народная песня «Во саду ли в огороде»
Педагог (хозяюшка) в русском народном костюме встречает детей в зале.
Дети, одетые в народные костюмы заходят в зал под русскую народную мелодию, держась за руки, встают в круг.
Хозяюшка (обращаясь в зал и кланяясь): Здравствуйте, гости дорогие! Обращается к детям и тоже кланяется: Здравствуйте, дети! Вот так на Руси встречали дорогих гостей.
А у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в старинную, русскую деревню, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
2 слайд Посевная
В старину в сёлах и деревнях люди много работали. Весна – время полевых работ, подготовка почвы к посадкам.
3 слайд. Хоровод.
Деревенские жители не только много работали: но и умели хорошо активно отдыхать: петь, танцевать, играть в весёлые игры.
Русский народный танец – игра «Я по горенке иду»
Я по горенке иду - дети стоят в кругу, ведущий ходит внутри круга
Друга милого найду И подходит к любому участнику
Вот ты пауза На паузе ладушки друг с другом
Вот я пауза На паузе два хлопка
Вот компания моя Кружатся в паре, взяв под руки друг друга
Ведущий и выбранный участник расходятся в разные стороны и весь цикл повторяется, только уже вдвоём, вчетвером и т. д.
В конце все участники собираются в общий круг.
3 слайд Ладушки
Хозяюшка:
В те далёкие времена, не было детских книжек, телевизора с мультфильмами, компьютеров, а детям во все времена хотелось поиграть, да повеселиться, и пока родители трудились в поле, дедушки да бабушки придумывали разные потешки, песенки, игры, чтобы внуки не плакали, не скучали. И многие потешки, песенки дошли и до нас, до наших времён. Все знают, ладушки, ладушки, где были у бабушки, или сорока, сорока, где была, далёко.
4 слайд Детские игры
А дети постарше, когда выходили гулять, придумывали разные игры, считалки, дразнилки
Давайте и мы, ребятушки, потешимся, да повеселимся.
Считалка.
За морями,
за горами,
Руками показывают волны
Показывают руками купол над головой
За дремучими лесами
Машут руками над головой
На пригорке — теремок,
Показывают крышу над головой
На дверях висит замок.
Руки сплетают в замок
Кто к замочку ключ найдет,
Крутят «замком»
Тот водить сейчас пойдет.
Водящий показывает звучащие жесты, выбирает участника из детей, кто лучше всех повтор,л и он становится следующим ведущим.
Играют 3 раза.
5 слайд. Дразнилки.
Хозяюшка: Дети во все времена использовали дразнилки – коротенькие стишки, с помощью которых можно подшутить над друзьями, обидеть и даже отомстить. Например, за то, что не поделился конфетой или наябедничал маме.
Жадина - говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест.
Плакса, вакса, гуталин – на носу горячий блин!
Мы сейчас с вами тоже будем дразниться, но так, чтобы никому обидно не было.
Дразнилка «Командир полка»
Командир полка,
Нос до потолка.
Уши до дверей,
Сам как воробей.
Варианты исполнения дразнилки:
1. Игра.
Произносить текст и показывать жестами содержание:
«командир полка» - движения руками, ногами (маршировать);
«нос» показать на нос;
«до потолка» - показать на потолок;
«уши» - показать на уши;
«до дверей» - показать на дверь;
«сам» - показать на кого – либо;
«как воробей» - помахать руками, как крыльями.
2. Дети идут в хороводе, на паузах между фразами, хлопают, прыгают и т. д.
3. Танец.
Дети свободно ходят по залу и на паузах хлопают в ладоши с тем, кого встречают.
После игр с дразнилкой дети проходят на места.
Музыкальная викторина «Узнай голос инструмента»
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, а сможете ли вы узнать русские народные инструменты по звучанию, мы сейчас узнаем.
6 слайд. Музыканты
Педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием балалайки, гармошки, свирели, гуслей, дети отгадывают.
7 слайд. Инструменты.
Педагог показывает слайд с изображением звучащих до этого инструментов и других, просит детей показать и назвать инструменты, которые они услышали.
8 слайд. Гусли. Древние люди.
Рассказ о гуслях
На протяжении многих веков символом музыкальной культуры Древней Руси были гусли - древнейший музыкальный инструмент. Однажды древние люди обнаружили, что если натянуть, как следует струну, то она станет издавать весьма благозвучный мотив. По этому принципу и были созданы гусли, представляющие собой полый деревянный корпус с натянутыми струнами.
9 слайд. Герои русских сказок – гусляры.
На гуслях играли герои русских сказок: Садко, Добрыня Никитич, Боян.
Педагог показывает детские гусли, исполняет на них русскую народную мелодию.
Педагог приглашает детей исполнить песню.
Пора и нам спеть, сплясать, да и на инструментах наших сыграть.
10 слайд. Картинка к песне «Тень – тень»
Исполнение песни «Тень – тень»
Дети - персонажи надевают маски зверей, дети - музыканты берут инструменты, все исполняют песню.
А сейчас постройтесь в 3 – и команды, у меня для вас музыкальные загадки про инструменты. Чья команда быстрее отгадает, тот их инструмент и будет.
Звучат музыкальные фрагменты: баян, дудочка, балалайка.
11 слайд. Инструменты.
Игра «Музыкальные змейки»
Дети делятся на 3 команды. У каждой команды свой звучащий инструмент. Дети отгадывают загадку про музыкальный инструмент. Чья команда быстрей отгадала, под музыку с тем инструментом они и двигаются змейкой по залу. Как только музыка заканчивается, команда замирает на месте. Под общую мелодию, команды бегут на свои места.
12 слайд.
Хозяюшка: Вот и закончилось наше путешествие в мир русского народного творчества, песен, игр, хороводов и музыкальных инструментов. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего понравилось, было интересным?
Ответы детей.
Хозяюшка:
Красна горница не углами, а красна пирогами. А для вас, милые дети, у меня есть по конфете.
Я вас угощаю, и в группу провожаю. До свидания, добрые молодцы и красные девицы!
Выход детей под русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».