Наталья Желтобрюхова
Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует принципам ФГОС ДО, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она содержательна – насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасное, здоровьесберегающее, развивающее и эстетически привлекательное.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5–7 лет» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами в одно и то же время свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая при этом друг другу.
Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности. Мебель соответствует росту и возрасту детей.
Учитывая, что для детей ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, поэтому при организации предметно-развивающей среды создавались условия для качественной коррекции, способствующие развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР. Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям:
• Физическое развитие;
• Социально - коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Данные области находят отражение в проектировании предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО.
Для эффективного и удобного использования, всё пространство группы поделено на уголки (центры развития):
Уголок для сюжетно-ролевых игр представлен сюжетно-ролевыми играми: «Больница», «Магазин», «Школа», «Дом», «Семья», «Парикмахерская» и т. д.
Уголок для изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, моделирования): инструменты и материалы для практической деятельности. Фурнитура и разный природный материал для украшения поделок; бросовый материал. Сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; трафареты; технокарты по лепке и оригами.
Уголок для девочек и мальчиков: игрушки для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
Уголок безопасности: игровой стол «Ландшафт».
При помощи различных фигурок и шаблонов рельефов можно создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем или городскую улицу.
Уголок патриотического воспитания: фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб России; глобус; игры; детские рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица».
Природно-экспериментальный уголок: календарь погоды, картотека прогулок, настольно – печатные игры по экологии; настенное панно «Времена года». Природные материалы: образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости. Медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки. Картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований.
Уголок дидактической игры: дидактические игры; настольно – печатные игры, и сделанные своими руками игры; картотека дидактических игр.
Уголок книги: подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения» в виде ширмы. Ширма позволяет ребенку провести несколько мгновений в тишине или организовать игру с 1-2 сверстниками.
Логопедический уголок: картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр.
Уголок двигательной активности: спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр.
Работа с родителями: предметно - развивающая среда начинается с приемной. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик с наклейкой, для того чтобы ребёнок без труда мог найти свой шкаф. Условия группы ДОУ приближены к домашним – создаются центры для самостоятельной деятельности не только в групповом помещении, но и в приемной. Здесь экспонируется фотографии детей и членов их семей, а также выставляются детские рисунки и поделки.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в группе имеет характер открытой системы и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. Позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.