Марина Аверьянова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
3 слайд.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть :
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
доступной
безопасной
вариативной
4слайд.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Все дети, как известно, разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Поэтому организация предметно - пространственной среды в нашем детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов.
Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована так, что бы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
5 слайд.
Учитывая, что деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни, в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий.
Я работаю с детьми средней группы.
Создавая предметно-игровую среду в нашей группе, мы учитывали, что: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
6 слайд.
В нашей группе предметно-игровая среда организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре.
Специальное место выделено для игротеки, где расположены настольные, дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического мышления. сравнения, классификацию, ориентировку по схеме («Так бывает?»,«Найди ошибку»,«Сравни», «Четвертый лишний»,«Найди отличия») и др.
7 слайд.
Также выделены зоны для сюжетно- ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", «Строители», «Пожарники», «Шофёры», «Магазин» и др.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые («Строители», «Шофёры», общественные (праздники, путешествия).
8 слайд.
Мы постарались сделать центр сюжетно-ролевых игр доступным, используя модульные передвижные ширмы. Они раскладываются при организации игры, а по завершению сворачиваются. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Такие ширмы есть в каждой группе.
Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Мы старалась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Игровое пространство устроено так, что дети имеют возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности. Каждый ребенок выбирает игру по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием игрового оборудования, доступностью и удобством размещения материалов.
9 слайд.
Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В нашей группе больше мальчиков, поэтому больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет им строить дома, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу.
Кроме этого имеются куклы, игрушечная посуда, игрушечные продукты, игрушечные животные для игр и др. Также у нас имеются куклы в костюмах повара, врача, строителя и сопутствующие этим профессиям атрибуты для игр. Весь имеющийся материал активно используется.
С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи. Поэтому важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п.).
Правильно организованная предметно-игровая среда помогает нам создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
10 слайд.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Воспитатель, формируя предметно-игровую среду, руководит игрой, делая ее все более содержательной и организованной, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игры. Тем самым создается более благоприятная среда для всестороннего развития ребенка.
Важной задачей современного дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя.
Важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.