Наталья Семкина
Развивающая предметно-пространственная среда: «Центр речевого развития во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Центр речевого развития во второй младшей группе.
Центр речевого развития является одной из множества частей развивающей предметно-пространственной среды группы. Цель РППС обеспечить максимальную реализацию возможностей разнообразного пространства ДОУ. РППС играет важную роль в реализации образовательной программы детского сада. При организации РППС нужно помнить о том, что она должна соответствовать возрасту детей, должна способствовать охране и укреплению здоровья воспитанников, а также особенности индивидуального развития каждого ребенка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда: „Центр речевого развития во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Актуальность
Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Одной из главнейших задач дошкольного образования является развитие правильной речи, обогащение речевого опыта.
Успех ребенка в жизни, в познании окружающего мира зависит от уровня овладения им речи. Ее богатство и правильность помогают ребенку высказывать свои суждения, полноценно строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Цели
Способствовать овладению навыками речевого общения;
Способствовать развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации;
Обогащение словаря ребенка;
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, интереса к чтению;
Воспитание желания сотрудничать со сверстниками, взрослыми; умение играть самостоятельно, не мешая товарищам, интереса к познавательной деятельности.
Задачи
1 Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
2 Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3 Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
4 Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
5 Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
6 Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
7 Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Извлечение из ПОПДО «ДЕТСТВО»
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Компоненты РРС (речевая развивающая среда):
речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций.
Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок, а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий
Игры и упражнения для развития мелкой моторики и зрительно – двигательной координации
Со словами В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» мы все знакомы и используем в своей педагогической практике. работая над развитием мелких движений рук мы используем невидимые, но явно существующие связи между пальчиками ребенка и его головным мозгом, развивая не только его речь, но и мышление.
Со словами В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» мы все знакомы и используем в своей педагогической практике. работая над развитием мелких движений рук мы используем невидимые, но явно существующие связи между пальчиками ребенка и его головным мозгом, развивая не только его речь, но и мышление.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Задачи:
-Формирование способов восприятия движущихся предметов;
-Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
-Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении
зрительной задачи;
-Развитие осязания и мелкой моторики;
-Формирование умения пользоваться карандашом;
-Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
-Развитие умения соединять точки прямой линией;
-Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении
графических заданий.
Рисование с помощью трафаретов.
В процессе рисования дети учатся фантазировать, развивают художественный вкус, моторику рук, внимание, воображение. Учатся быть терпеливыми, не бояться экспериментов и доводить начатое до конца.
Мозаика-
содействует развитию мелкой моторики рук. Кроме того, содействует воспитанию усидчивости, терпению, кропотливости труда.
Игры со шнурованием развивают
сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук
-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
-формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
-способствуют развитию речи ;
-развивают творческие способности.
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.
Игры с материалом для конструирования.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности.
Театрализованная деятельность
направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны состоянием эмоционально-волевой сферы. Внешним проявлением этой сферы является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, эмоциональная лексика, которая подвластна контролю и влиянию. А это значит, что, развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы.
Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, схемы эмоций.
Музыкально-сенсорное развитие
ребенка помогает ему различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности детей музыкально-слуховые представления, наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения.
Игры на формирование правильного ревого дыхания.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Литературный уголок.
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
Книги с обычной листовой структурой;
эстампы на темы русских народных сказок.
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Неотъемлемой частью литературного уголка являются аудиокниги. Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение.
У ребенка формируется абстрактное мышление.
Во время проигрывания ребенок концентрирует внимание.
Прослушивание любой вымышленной истории развивает речь.
Ребенок учится различать слова, практически одинаковые по звучанию, но разные по значению.
У дошкольника формируется фонематический слух, который является непременным условием для правильного восприятия речи.